Евгений Сандов — основоположник бодибилдинга. Культуристы Развитие бодибилдинга

Возникновение бодибилдинга

Одна из ведущих ролей в пропаганде атлетического спорта принадлежит американскому бизнесмену Бернару Макфаддену. Под его руководством, с конца XIX века, издавался журнал «Физическая культура». С наступлением XX века был проведен конкурс «Мужчина лучшего телосложения Америки». Этот конкурс затем стал весьма популярен, и стал проводиться регулярно.

С 20-х годов прошлого века в атлетическом спорте начали появляться новые веяния. Ранее среди спортсменов силовых видов спорта часто можно было встретить людей с неохватными животами и складками жира, свисающими с различных частей тела. Постепенно сформировался атлет нового образа - мускулистый и подтянутый, у которого были отчетливо выражены все группы мышц. Основной целью атлетизма провозгласили гармоничное развитие тела. Трюки, которые раньше проделывали атлеты на соревнованиях, теперь стали пользоваться гораздо меньшей популярностью. Внимание теперь придавалось телу атлета и его пропорциям.

В Соединенных Штатах, в 1939 году, прошло открытие первого любительского атлетического союза. А еще через год на его базе было проведено первое соревнование по бодибилдингу. Оно положило начало этому спорту в его современном виде. С тех пор 1940 год считается годом рождения этого зрелищного вида спорта.

В это время произошло окончательное подразделение силовых упражнений на 2 основных вида: поднятие различного вида тяжелых снарядов (для развития мышечной силы) и упражнения со специальными отягощениями (для пропорционального и гармоничного развития тела и всех его частей).

Самым ярким и заметным явлением во втором направлении атлетизма стал американский спортсмен Джон Гримек. Именно на демонстрационных выступлениях и нашла атлета его слава. Его выступления и позирования на сцене продолжались до 40 минут, при этом восхищенное внимание зрителей в зале не ослабевало ни на мгновение. Гримек не один раз участвовал в конкурсе «Мистер Америка» и по праву получал титул победителя.

Атлетизм, зародившийся в старой доброй Европе, постепенно перебрался в Америку, где и получил свое сегодняшнее новое наименование - «бодибилдинг». Но Европа не собиралась сдавать позиций, ей еще предстояло сказать новое значительное слово в истории развития человеческого тела. И это слово, а точнее, слово-символ, было произнесено: Арнольд Шварценеггер!

Он начал заниматься бодибилдингом с 15 летнего возраста, и уже через несколько лет пришли головокружительные результаты. Два года подряд - 1967 и 1968, он, фактически никому еще неизвестный, завоевывает высокое звание «Мистер Вселенная» в Европе. В 1969 году - новый ошеломляющий успех - одновременная победа в двух, аналогичных по направлению конкурсах, в Нью-Йорке и Лондоне. В 1970 году Шварценеггер вновь подтверждает этот почетный титул и одерживает победу на конкурсе «Мистер Олимпия - 1970», который был не менее престижен.

Он удерживал завоеванное звание 6 лет и получил титул: «Непобедимый чемпион мира». Участие в съемках голливудских фильмов довело его популярность до совершенно невероятных размеров и, конечно, оказало большое влияние на все развитие культуризма. Особенно примечателен первый фильм, в котором он принимал участие: «Качая железо». Он превратил Шварценеггера в звезду первой величины, и был посвящен именно бодибилдингу.

Появлялись, время от времени, и новые звезды бодибилдинга: Серджио Олива, Билл Перл, Лу Ферриньо, Серж Набре. Но Шварценеггер и поныне остается культуристом мира номер один, несмотря на его политическую карьеру, и, некоторое отступление от мира спорта и кинематографа.

История бодибилдинга в Советском Союзе оказалась тернистой: остается только восхищаться легендами советского культуризма, которые, несмотря на все запреты и осуждение властей, продолжали заниматься саморазвитием, а затем передавали бесценный опыт последователям. Культуризм в СССР воспринимался как западное веяние. Советская власть считала, что ни к чему человеку намеренно качать мышцы и любоваться собой перед зеркалом, а сила и выносливость нужны для того, чтобы как можно больше работать. Бодибилдинг стал запретным плодом, а что, как не запрещенку, любит наш человек больше всего на свете? Подпольные залы, перепечатки польских журналов, куски рельсов вместо снарядов и даже риск тюремного заключения - несмотря на все эти обстоятельства люди продолжали заниматься. Культуристы моментально определяли «своих» при случайной встрече на улице, и это было похоже на тайный клуб.
На заседании Госкомспорта в 1973 году чиновники от спорта собрались, чтобы обсудить становящийся все более популярным новый вид спорта - культуризм. Именно тогда было принято постановление, загнавшее бодибилдеров на долгие годы в подвалы. В тексте говорилось следующее: В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения идей, содержащих вредную социальную направленность… Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры. Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела - все это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность… Государству нужны были функциональные спортсмены, способные завоевывать призовые места на международных соревнованиях, чтобы поднимать престиж страны и подкреплять таким образом правильность социалистической и коммунистической идеологий. С 1931 года и до самого момента прекращения существования СССР работала система ГТО - «Готов к труду и обороне». Она представляла собой комплекс спортивных нормативов: бег, отжимания, прыжки в воду с высоты и метание гранаты, которое, очевидно, представлялось государству одним из самых важных умений советского человека. Естественно, чиновники не видели никакой пользы в накачивании мышц ради мышц. А где нет пользы - там явно вред. Александр Ширай. С чего же тогда началась история культуризма в Советском Союзе? Как и во многих других странах, культуристы начались с цирковых артистов, борцов и представителей тяжелой атлетики. Еще до революции бывший борец Евгений Сандов, которого на самом деле звали Фридрих Вильгельм Мюллер и который был выходцем из Пруссии, в 1894 году запатентовал систему развития мускулатуры за счет силовых упражнений. Именно система Сандова легла в основу культуры физического развития в СССР. По его методике занималось большинство советских культуристов вплоть до 60-х годов XX века и даже позже. Сам феномен соревнований и оценки на предмет того, у кого самое красивое телосложение и внушительные мышцы, в Советском Союзе, пожалуй, впервые проявился в 1948 году, когда в московском концертном зале им. П.И. Чайковского прошли первые состязания по красоте телосложения среди цирковых атлетов. Победителем признали Александа Ширая, знаменитого акробата и воздушного гимнаста.
Александр Ширай. Ширай действительно обладал прекрасным по тем временам телосложением и неоднократно позировал для картин и скульптур. Как это ни парадоксально, с этого циркового артиста лепили простых советских рабочих. Еще до официального запрета в 1973 году к культуризму в Советском Союзе относились подозрительно, считая его инструментом вредоносного влияния Запада. Поэтому те, кто качал железо, занимались «атлетизмом» и «атлетической гимнастикой», а не культуризмом или бодибилдингом. Георгий Тэнно (справа). В 1960-е годы одним из главных пропагандистов бодибилдинга в СССР был тяжелоатлет Георгий Тэнно. Бывший морской офицер прошел Великую Отечественную, но в 1948 году его военная карьера оборвалась, так как его арестовали по подозрению в шпионаже. Тэнно сидел восемь лет, причем в одной камере с писателем Александром Солженицыным. За свой тюремный срок он пытался бежать пять раз, но все его попытки провалились. В романе Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» есть глава под названием «Убежденный беглец», посвященная Георгию Тэнно. В конце 1950-х, когда спортсмена реабилитировали, он устроился на работу в Центральный научно-исследовательский институт физкультуры. Здесь он занялся любимым делом - разработкой системы силовых тренировок. В 1968 году увидела свет его основополагающая работа «Атлетизм», которую окрестили «Библией для культуристов». Это была настольная книга всех советских качков до самой середины 1980-х, и здесь было все что нужно: описание упражнений со свободными весами, рекомендации по рациону, советы по восстановлению после тренировки, рекомендации по «сушке». Для СССР это был уникальный по своей полноте источник информации. Очевидно, у Тэнно был доступ к иностранной литературе, в числе которой - книги отца американского бодибилдинга Джо Вейдера. Поскольку Тэнно отлично владел английским языком, он мог доставать необходимые материалы через свои связи на работе. На вопросы о своих источниках Тэнно молчал, а на страницах его книги неоднократно повторялось, что атлетизм - не для того, чтобы кривляться у зеркала, а для развития мышц, чтобы иметь возможность успешно служить государству. Тюрьма по ложному доносу очень хорошо научила его, как нужно говорить, чтобы преподнести культуризм как что-то полезное и социально значимое.
Стив Ривз в роли Геракла. В какой момент началось повальное увлечение советских парней культуризмом? В начале 1960-х годов на экраны кинотеатров вышла картина совместного производства Испании и Италии «Подвиги Геракла», главную роль в которой исполнил американский актер Стив Ривз. Именно он на долгие годы стал эталоном для культуристов в СССР. Сейчас, разумеется, Ривз был бы очень далеко от пьедестала на соревнованиях по бодибилдингу - обхват его бицепса составлял всего 45 см против средних 54-55 см у современных бодибилдеров. Однако в 1940-1950-х Ривз становился «Мистером Америка», «Мистером мира» и «Мистером Вселенная». Фильм стал настоящим хитом в СССР: его посмотрели более 36 миллионов человек, он вошел в список десяти самых популярных картин кинопроката.
Золотой призер Юрий Власов на Олимпиаде-1960. Самыми первыми советскими культуристами той эпохи можно считать советских тяжелоатлетов Юрия Власова и Леонида Жаботинского. Власов принес СССР золото на Олимпиаде 1960 года, а в 1961 году он выступал на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Вене.
Встреча Арнольда Шварценеггера с Юрием Власовым годы спустя после первой встречи. Именно тогда его и увидел 14-летний сын полицейского по имени Арнольд Шварценеггер. После выступления юному Арнольду удалось пожать Власову руку. Он так впечатлился мощью и статью советского спортсмена, что решил начать серьезно заниматься тяжелой атлетикой. Так получилась будущая легенда мирового бодибилдинга.
Встреча Арнольда Шварценеггера с Юрием Власовым.
Гойко Митич. Еще одним примером для подражания для советских культуристов стал югославский актер и гимнаст Гойко Митич. Он играл индейцев в фильмах, снятых дружественной ГДР. В отличие от американских вестернов, в этих фильмах индейцы были положительными персонажами, а ковбои - злыми и жадными, поэтому, в противовес, их называли истернами.
Как таковых специальных заведений для занятий «атлетической гимнастикой», как вы понимаете, не было. Первый специальный тренажерный зал в СССР открылся в 1962 году. Бодибилдеры на своих форумах любят спорить, какой же зал был самым первым: клуб «Факел» в Ленинграде или Аничков дворец, который тогда назывался Ленинградским дворцом пионеров и где атлеты нашли приют в секции бокса. К концу 1960-х благодаря фильмам и растущей популярности мускулистого телосложения залы открылись по всей стране. Зачастую они существовали под эгидой какого-нибудь института или предприятия: например, Горьковский автозавод и Калининский комбинат «Химволокно» имели свои клубы атлетической гимнастики. Советские качки изучали методики, описанные в польских журналах, ведь в отечественных изданиях приводились лишь варианты тренировок с гантелями по системе Сандова, которая на тот момент по понятным причинам устарела. Весь мир качал мышцы по Джо Вейдеру, а Сандов был прошлым веком в буквальном смысле слова.
Турнир «Янтарный приз» в Прибалтике, 1968 год. Советской власти не нравилось это непонятное увлечение молодежи, и постепенно начались гонения. К концу 1960-х годов движение бодибилдинга в Союзе переместилось к западным границам страны, где жизнь всегда была более европейской. В 1968 году в городе Паланга в Литве прошел один из первых турниров среди бодибилдеров - «Янтарный приз». Эти соревнования проводятся до сих пор, хотя в 1971-1976 годах был перерыв из-за сильного давления со стороны государства.
Чемпионат СССР по культуризму в 1971 году. В том же 1968 году в Тюмени состоялись всесибирские соревнования среди культуристов, а первый неофициальный всесоюзный чемпионат прошел в 1971 году в Северодвинске, который стал негласной столицей советского бодибилдинга. Победу в нем одержал северодвинец Александр Лемехов, второе место занял действующий президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России Владимир Дубинин, а на третьем месте оказался Владимир Хомулев.
Александр Лемехов - первый чемпион СССР по культуризму.
Второй справа - молодой Игорь Петрухин на турнире по культуризму в Вильнюсе в 1966 году. В 1972 году в Северодвинске прошел еще один чемпионат, который стал последним: в 1973 году вышло постановление Госкомспорта о запрете культуризма. Что интересно, непосредственно перед основной частью соревнований атлеты должны были проплыть 50 метров за 45 секунд, чтобы продемонстрировать функциональность своих мышц.
Владимир Дубинин - призер чемпионатов СССР по бодибилдингу, нынешний президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России. Владимир Дубинин - это культурист из Ленинграда, который многие годы бессменно возглавляет Федерацию бодибилдинга и фитнеса России. Он также жал руку Шварценеггеру и даже подарил ему бюсты Ленина и Сталина.
Владимир Дубинин. После злополучного постановления 1973 года тренажерные залы переехали в подвалы: из мест, где тренировались тяжелоатлеты, люди, занимавшиеся ради красоты тела, а не для силы, изгонялись с позором. Естественно, оборудование и снаряды подвальных качалок были из того, из чего их слепили бодибилдеры-энтузиасты. В ход шли рельсы, трубы, автомобильные шины. Советские газеты вовсю клеймили культуристов, приравнивая их к зэкам и бандитам. Владимир Хомулев. Призер первого чемпионата по культуризму Владимир Хомулев попал под раздачу: за пропаганду бодибилдинга его посадили в тюрьму, обвинив в изнасиловании.
Евгений Колтун - первый атлет из СССР, попавший в журнал Muscle & Fitness. Центром бодибилдинга в СССР была далекая периферия, а не Ленинград или Москва. В 1967 году в Тюмени открылся клуб «Антей», который создал Евгений Колтун. В следующие два года здесь проходили значимые турниры по атлетизму, на которые съезжались культуристы со всего Союза и даже из Польши. Есть легенда, что Арнольд Шварценеггер узнал об «Антее» и прислал тюменским качкам посылку с журналами и книгами по бодибилдингу. В начале 1970-х в одном из иностранных изданий, посвященных спорту, появилась фотография с тюменскими культуристами и подписью: «Выражаем благодарность господину Колтуну за развитие культуризма в Сибири». Советская власть восприняла это как пощечину и начала активную травлю в СМИ. «Советский спорт», «Известия» и «Московский комсомолец» наперебой выставляли культуристов спортсменами-алкоголиками, несущими опасность обществу. К счастью, Евгений Колтун отделался товарищеским судом.
Игорь Петрухин. Игорь Петрухин - цирковой артист, который утверждает, что на самом деле он является победителем первого советского чемпионата среди культуристов. По словам Петрухина, этот турнир прошел в 1966 году в Москве, хотя многие бодибилдеры говорят, что это были не соревнования, а позирование культуристов в парке в выходной день.
Гонения на бодибилдинг закончились лишь с приходом перестройки: в 1986 году в Люберцах состоялся первый разрешенный турнир. Постепенно залы стали подниматься из подвалов ЖЭКов и набирали популярность у молодого поколения. В 1987 году появилась Федерация атлетизма СССР, а на следующий год в Ленинграде провели первый официальный чемпионат СССР по атлетизму. В этот же год отечественные бодибилдеры выступили на чемпионате мира в Австралии, где заняли очень достойное четвертое место в командном зачете.
Как удалось бодибилдерам выжить в условиях систематической травли? К началу 1970-х годов, когда СССР окончательно вступил в эпоху застоя, все было максимально бюрократизировано и большинство людей было задействовано в имитации бурной деятельности якобы для исполнения указов сверху. Лазейкой стала система ЖКХ. Жилищные конторы должны были обеспечить подачу газа, воды и электричества, а организацией досуга граждан им заниматься не хотелось, хотя формально это входило в их обязанности. Культуристы выполняли роль ширмы с точки зрения досуга граждан. В типичном отчете одного из ЖЭКов, датированном 1975 годом, говорится: «Помимо прочего, развиваем спорт. Трудовой коллектив и молодежь района во вверенных нам помещениях занимается укреплением силы и духа путем занятий со штангой и гирями».
Советская пропаганда брызгала ядовитой слюной; в газете «Советский спорт» от 1973 года журналист нагнетал атмосферу: «Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Здесь вместо тренеров - “шефы”, а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: Грузчик, Скула, Деловой, Американец, Рыхлый…» Знали бы они, что они себе напророчат… В конце 1980-х в Люберцах, где существовало множество подвальных клубов, культуристы и в самом деле подались в криминал, объединившись в движение люберов. Железный занавес трещал по швам, из которых на наивных советских культуристов хлынул поток невообразимых вещей. Помимо огромного потока информации они получили доступ к таким вещам, как стероиды и различные фармпрепараты.

Культуризм или бодибилдинг, — процесс наращивания мышечной массы путём работы с отягощениями и высококалорийного питания с высоким содержанием белков и долгих углеводов, достаточных для мышечной гипертрофии. Соответственно человек, который занимается с отягощением, называется культуристом, или бодибилдером. В данном виде спорта также существуют соревнования, в которых судья оценивают мышечные объёмы участников, их позирование , пропорции тела.

История бодибилдинга берет свое начало с 1880 года. Его основателем можно считать Евгения Сандова, (настоящее имя Фридрих Мюллер) уроженца Кёнигсберга.
В 50-60х годах двадцатого века культуризм стал приобретать огромную популярность. Этому процессу значительно способствовал писатель комиксов Чарльз Атлас, чья пропаганда накаченных супергероев заставила многих юношей искать пути увеличения их мышц. Именно тогда и появляются самые известные соревнования культуристов , такие как «Мистер Вселенная» или «Мистер Америка». Эти соревнования дали в свою очередь дорогу для следующих состязаний. Тогда же появляются и многие популяризирующие культуризм журналы — «Strength & Health» и «Muscular Development». А начало съёмок некоторых культуристов в кино придали этому виду спорта ещё большую популярность. Наиболее популярным культуристом-актёром во времена бурного развития бодибилдинга стал Стив Ривз, исполнивший роль Геракла и Самсона, а также легендарных героев.

В начале 70-х годов в бодибилдинге наблюдается восстание анаболических стероидов, именно в это время начинается активное употребление синтетических производных тестостерона, хотя сами стероиды были синтезированы давно. И хотя анаболические андрогенные стероиды в то время использовались не только в культуризме, эти препараты принято ассоциировать именно с ним, так как здесь это выражается в наглядном резком увеличении массы. В семидесятые годы также началось обсуждение правомерности принятия стероидов, но до 90-х годов они везде были законными средствами, а после началась борьба за бодибилдинг без химии.

Попытка прорваться на Олимпиаду.

На заре начала 21 века IFBB попыталась удостоить культуризм статусом олимпийского вида спорта, так как в 2000 году эта федерация была удостоена полноправного членства в МDК. Этим, IFBB хотела утвердить бодибилдинг как полноправный вид спорта Олимпийских игр. Но попытка провалилась, так как многие не считают культуризм спортом вообще.

История бодибилдинга в России и СССР.

В СССР бодибилдинг находился не в лучшем отношении с государством, он не был запрещён, но и поддержки со стороны государства не было, потому занимались им энтузиасты в «качалках» и в залах полуподвального типа. Первый официальный зал в истории бодибилдинга Советского Союза начал работать в 1962 году. Обширно «качалки » открывались с конца 1960-х годов на территории всей страны. При согласовании местных административных органов проводились любительские турниры культуризма. В 1968 году в городе Тюмень состоялся первый открытый конкурс атлетизма Сибири, а на следующий год в конкурсе приняли участие иностранцы.

В феврале 71-го года прошёл неофициальный чемпионат СССР в городе Северодвинске. Победителем стал местный атлет Александр Лемехов, почётное второе место завоевал Ленинградец Владимир Дубинин, а третьего места удостоился Владимир Хомулев также местный атлет. На следующий год в том же месте прошёл ещё один чемпионат, который делился на силовую и культуристическую части. Перед соревнованием культуристы обязаны были проплыть по 50 метров за 45 секунд. Всё это организовывалось в соответствии с правилами соревнований IFBB. С началом перестройки этот вид спорта стал в России очень популярным.
В настоящее время только пара российских атлетов принимает участие в профессиональных соревнованиях — это Сергей Шелестов и Евгений Мишин. Шелестов в 2008 году на соревновании Мистер Олимпия получил 17 место. Через два года Евгений Мишин повторил его результат.

Уникальная физическая сила некоторых исторических личностей неизменно волнует воображение человечества. Эти удивительные люди способны совершать усилия не доступные обычному человеку.

Глядя на одного из них, Евгения Сандова, начинаешь верить в реальность существования мифических титанов. Чем же эти великолепные атлеты отличаются от обычных людей? Какая сила и способности позволяют им творить чудеса? Что побудило их к такому потрясающему самосовершенствованию?

Приоткроем завесу тайны на примере жизни и преображения в мировую звезду - обычного человека.

Биография Евгения Сандова

В городе Кёнигсберге 2 апреля 1867 года, в семье продавца зелени и фруктов Мюллера, родился слабенький, болезненный мальчик. Звали его Фридрих.

Родители очень беспокоились за здоровье ребенка, который отличался от своих сверстников нездоровой худобой и слабостью. Но постоянные болезни и недомогания не сломили удивительно сильного характера мальчика. Наоборот, подрастая и негодуя из-за собственной слабости, Фридрих увлекся изучением анатомии и медицины и, получая образование, регулярно занимался укреплением здоровья и развитием силы, на основе собственной практики и полученных в процессе обучения знаний.

Из тщедушного подростка молодой человек постепенно превращается в крепкого, уверенного в себе атлета. Так в Брюсселе, в 1887 году появляется Евгений Сандов (Юджин Сэндоу) - это сценический псевдоним, выбранный по фамилии русской мамы Фридриха.

Атлет выступает в цирке, демонстрируя чудеса физических возможностей и побеждая именитых борцов на ринге.

После потрясающего триумфа в Европе он отправляется в Америку, где полностью погружается в разработку собственной системы развития атлетических возможностей организма.

На данном этапе открываются новые таланты мастера. Евгений раскрывается как одаренный коммерсант и организатор. Он создает прототип современного тренировочного зала, рекламируя и предлагая желающим специально разработанные тренажеры для занятий.

Создает институты физкультуры, параллельно выпуская брошюры с авторской методикой развития силы. Организовывает конкурсы, в которых участвуют атлеты, занимающиеся по его системе.

Прожив в Америке 4 года он переезжает в Англию. Здесь, благодаря полученной известности, Сандов продолжает успешно заниматься развитием и популяризацией спорта.

На основе собственного опыта, издает специальную литературу:

  • 1894г -"Система физического тренинга".
  • 1904г - "Сила и как сделаться сильным"
  • 1912г - "Сила и здоровье".
  • 1919г -"Жизнь есть движение"

В 1911 году король Георг V назначил его своим личным инструктором. Сандов получил звание профессора, издавал труды по лечению болезней при помощи физических упражнений. Его книга под названием "Body building" положила основу и дала название современному бодибилдингу.

В 1925 году автомобиль атлета съехал с дороги и, вытащив его одной рукой обратно, Евгений Сандов получил кровоизлияние в мозг, от чего скончался.

Антропометрия отца бодибилдинга

При всей своей выдающейся силе Евгений отличался, особенно по современным стандартам бодибилдинга, достаточно скромными, и тем не менее сбалансированными и гармоничными, пропорциями:

  • Рост - 174см.
  • Вес - 92кг.
  • Голень - 42см.
  • Бедро - 66см.
  • Бицепс - 45см.
  • Шея - 45см.
  • Грудь - 122см.
  • Талия - 80см.

Силовые показатели Сандова

Для современников мастер был недостижимым идеалом. Его рекорды долгое время не были побиты, а когда такое случалось, впоследствии, соперники обладали более мощными физическими данными.

Общество восхищалось великолепием развитой мускулатуры атлета, а дамы выстраивались в очередь, чтобы за деньги потрогать стальные мускулы Сандова:

Мог одной рукой поднять штангу весом 122кг.

Отжимался до 200 раз за 4 минуты.

Удерживал гири по 27кг на вытянутых вперед руках в течение нескольких секунд.

Держа в каждой руке по 24-килограммовой гире, он становился на носовой платок, затем прыгал и делал сальто назад, точно приземляясь туда же.

Опираясь пятками на один стул, а затылком на другой, держал на груди двух человек, а в вытянутой руке - 22-килограммовую гирю.

Силовые номера Евгения Сандова

  • Самым потрясающим его выступлением было сражение со львом. Зверю надевали намордник, специальные мешки на лапы, чтобы хищник не мог воспользоваться когтями. Лев бросался на артиста, а тот ловил его, удерживал и отбрасывал в сторону.
  • На груди атлета устанавливалась платформа на которой стояли три лошади или оркестр из восьми человек с роялем.
  • Стоя на носовом платочке он держал в каждой руке по 27кг и делал с ними сальто, приземляясь на тот же платок.
  • Вися в воздухе между двух стульев, с опорой на затылок и пятки мог держать на собственном теле, как на мостике - двух человек, при этом удерживая на вытянутых руках по 22кг в каждой.
  • Поднимал и делал жим штангой весом в 115 кг, перекладывал её в другую руку, делал присяд, ложился на спину, удерживая снаряд на вытянутой руке над головой, затем легко поднимался на ноги.

  • Позитивный настрой и осознанное выполнение упражнений.
  • Выполнять упражнения до появления боли в мышцах.
  • В начале занятий вес гантелей не должен быть большим: детям старше 7 лет и женщинам - 1 - 2 кг, для взрослых мужчин - от 2 кг.
  • Заниматься с легкими гантелями в течение 30 минут в день непрерывно или разбить на два занятия по 15 минут.
  • Упражняться начинать не ранее чем через 2 часа после еды.
  • Индивидуальный выбор времени суток для занятий.
  • Для наилучшего контроля техники выполнения упражнений, заниматься перед зеркалом.
  • Постепенное увеличение веса и количества повторов.
  • Не заниматься детям не достигшим 7 - летнего возраста.
  • В занятиях избегать резких движений и перенапряжения.
  • Чередование движений в упражнении.
  • Водные процедуры и сухое растирание в конце занятия.

Упражнения составляющие систему Сандова

Бицепсы. Спина прямая, стоя, руки вдоль тела с гантелями, ладонями вперед. Не двигая локтями сгибаем руки в локтевом суставе к плечам поочередно.
Разгибатели предплечья и бицепсы. То же что и в упражнении 1, но ладони повернуты назад, кисти держат гантели хватом сверху.
Бицепсы, дельты, трицепсы. Стоя, спина прямая, руки в стороны, тело образует букву Т, ладони вверх. Сгибаем поочередно руки в локтях, не опуская их.
Тоже что в упражнении 3, но сгибаем руки одновременно. Сгибаем на вдохе, разгибаем на выдохе.
Мышцы груди, спины, плечевого пояса. Стоя, руки с гантелями вытянуты вперед на уровне плеч, ладони смотрят друг на друга. Руки разводим в стороны на вдохе, обратно в и.п. на выдохе.
Дельтовидные, трапециевидные и трехглавые мышцы плеч. Стоя, спина прямая, смотрим вперед, руки с гантелями у плеч, ладони смотрят друг на друга. Поднимаем руки поочередно горизонтально вверх.
Дельтовидные мышцы. Спина чуть согнута, руки на бедрах, хват сверху, ладони вниз. Поднимаем руки поочередно до уровня плеч.
Укрепление лучезапястных суставов и мышц предплечья. Ладони вниз, руки с гантелями - в стороны. Поворачиваем снаряды кистями: вверх - вниз, вперед - назад.
То же что и упр. 8, но гантели берем за один конец и выполняем вращения кистями вперед и назад.
Укрепляем мышцы бедра, спины и пресса. Стоя спина и ноги прямые. Руки с гантелями над головой вертикально, ладони смотрят друг на друга. Не сгибая колен наклоняемся, руки касаются пола - выдох. Возвращаемся в и.п. - вдох.
Мышцы ног и дельтовидные. Стоя, спина прямая, руки с гантелями вдоль туловища. Сгибаем правую руку так, чтобы предплечье было перпендикулярно корпусу, делаем выпад левой ногой вперед, одновременно выпрямляя правую руку горизонтально - выдох. Быстро возвращаемся в и.п., отводя локоть назад - вдох. Повторяем для левой руки и правой ноги.
Дельтовидные и трапециевидные мышцы. Стоя, спина прямая, руки с гантелями вдоль тела. Поднимаем синхронно обе руки через стороны вверх - вдох. Возвращаемся в и.п. - выдох.
Мышцы груди, плечевого пояса, трицепсы. Отжимания. Тело от затылка до пяток образует прямую линию, упор лежа. Сгибаем руки в локтях, стараясь грудью коснуться пола. Опускаемся на вдохе, поднимаемся на выдохе.
Косые мышцы живота, бицепсы, дельты, трапециевидные. Стоя, спина прямая, руки с гантелями вдоль туловища. На вдохе делаем наклон влево, одновременно поднимая правую руку так, чтобы подвести гантель к подмышке. На выдохе возвращаемся в и.п. Повторяем для наклона вправо.
Мышцы брюшного пресса. Лежа на спине, тело образует прямую линию, руки с гантелями вытянуты над головой, продолжая линию тела. Ноги зафиксированы неподвижно. Садимся силой брюшного пресса, не сгибая рук и делаем наклон - руки к ступням на выдохе. Возвращаемся в и. п. на вдохе.
Брюшной пресс и четырехглавые мышцы бедра. Лежа на спине - руки за головой. Поднимаем прямые ноги до перпендикулярного полу положения на выдохе. Возвращаемся в и.п. на вдохе.
Икроножные и четырехглавые мышцы бедра. Стоя прямо, руки с гантелями вдоль тела. Выполняем присяд до образования угла в 90 градусов бедром и голенью, с одновременным подъемом на носки - вдох. Возвращаемся в и.п. - выдох.
Укрепляем лучезапястные суставы и мышцы предплечья. Стоя, руки с гантелями вдоль тела. Сгибаем и разгибаем кисти рук в лучезапястных суставах.

В следующием видео достаточно подробно показаны и объяснены все представленные движения.

Евгений Сандов и его система тренировок

Благодаря разумному, скрупулезному изучению особенностей строения тела, опираясь на личные наблюдения и практику, Евгений Сандов разработал уникальную систему тренировок, в которой всё продумано до мелочей.

Особенности подхода, примеры программ

Для достижения значительных результатов, мастер вывел актуальные особенности, которые обязательно необходимо учитывать каждому тренирующемуся. В процессе занятий правильно будет постепенно увеличивать вес снарядов, соответственно возрасту.

Начиная с:

12 - 14 лет - 250 - 500 гр.

14 - 18 лет - 500гр - 1 кг.

18 лет и старше - 1.5 - 2.5 кг.

После 30 дней ежедневных тренировок прибавляем:

12 - 14 лет - 500гр.

14 - 18 лет - 1 кг.

18 лет и старше - 1.5 кг.

Таблица 1. Программа тренировок для занимающихся в возрасте 12 – 14 лет.

Упражнения №

Количество повторений

До появления усталости

Таблица 2. Программа тренировок для занимающихся в возрасте 14 – 18 лет.

Упражнения №

Количество повторений

Увеличение количества повторений через каждые 6 тренировок

Таблица 3. Программа тренировок для занимающихся в возрасте свыше 18 лет.

Упражнения №

Количество повторений

Увеличение количества повторений через каждые 6 тренировок

Первый месяц занятий

До появления усталости

Второй месяц занятий. Добавляются новые упражнения

Пояснения Сандова к своей системе

  • Необходима целеустремленность и способность к волевому усилию. Ведь для достижения достойных результатов - основой является регулярность и терпеливая последовательность в тренировках.
  • Осознанное управление движениями. В момент выполнения упражнения необходимо концентрировать внимание на работающей мышце.
  • Активное использование веса собственного тела и грамотное распределение нагрузки при сохранении техники выполнения.
  • Доступность. Система разработана так, чтобы заниматься мог человек любого возраста(старше 7 лет), главное придерживаться рекомендаций автора.
  • Каждый тренирующийся, при соблюдении правил, со временем добивается значительных результатов.

Основные принципы тренировок

  • Не заниматься сразу после еды. Необходимо подождать 2 часа.
  • Неукоснительно следовать рекомендациям автора.
  • Занятия проводить перед зеркалом для лучшего контроля техники выполнения.
  • Учитывать возраст и физическую подготовку при подборе веса снарядов.
  • Прибавлять вес через каждые 30 дней регулярных занятий.
  • Движения должны быть спокойными, по 2 секунды на сокращение.
  • Использование статических упражнений.

Вклад в историю, основатель Бодибилдинга

Евгений Сандов, бесспорно, был уникальной, яркой личностью. Сочетание ума, сильной воли и стойкости характера, позволили ему достичь небывалых высот в совершенствовании собственного тела и развитии любимого дела.

Благодаря собственным талантам, мастер стал основателем и отцом Бодибилдинга - отдельного направления в спорте, до наших времен пользующемся огромной популярностью в народе.

Разработанная им уникальная система тренировок и использование специальных тренажеров, послужили основой массового увлечения построением сильного, здорового тела.

Фридрих Вильгельм Мюллер был первым культуристом в истории. Благодаря его азартной смекалке мы получили тренажерные залы, основы правильного питания, зрелищные соревнования бодибилдеров.

Юджин Сэндоу стал прототипом для бронзовой статуэтки, которую вручают победителю конкурса "Мистер Олимпия".

Разносторонне талантливый человек с огромной силой духа сумел восстановить и укрепить собственное здоровье до абсолютного совершенства. Стал примером и эталоном для многих людей и основателем целого спортивного течения. Все эти достижения принадлежат маленькому тщедушно - болезненному мальчику.

Теперь вы поняли, почему?

Благодаря Евгению Сандову во всём мире начали использовать гири и гантели для придания своему телу более приятный, атлетический внешний вид. Кроме того, что Евгений был одним из сильнейших людей своей эпохи, он так же обладал неплохими антропометрическими данными, которым до сих пор могут позавидовать начинающие культуристы. Евгений Сандов разработал собственную систему тренировок с гантелями, по которой благодаря популярности автора занимались люди во всех цивилизованных странах.

Евгений Сандов родился 2 апреля 1867 года в Пруссии (город Кёнигсберг) в немецко-русской семье (отец — немец, мама — русская). В детстве Евгений (настоящее имя Фридрих Вильгельм Мюллер) был очень слабым юношей и часто болел, но у него было очень сильное желание всё изменить.

В студенческие годы Евгений Сандов тратит очень много времени и сил на изучение и физической культуры. С помощью этих знаний он начинает гораздо реже болеть, а его тело приобретает более привлекательную форму.

Чтобы избежать службы в Прусской армии, Евгений покидает страну и становится цирковым артистом, тут он и придумал себе псевдоним Евгений Сандов (Eugen Sandow). В цирке Сандов изучает борьбу и выполняет немыслимые для того времени трюки:

  • Евгений мог положить себе на грудь платформу, на которую выводили трех лошадей, либо там находился рояль и оркестр из 8 человек;
  • Держал на вытянутых руках гири по 27 килограмм;
  • Ложил голову и пятки на 2 стула и в таком положении удерживал на груди 2 человек, а на вытянутой руке 22 килограммовую гирю;
  • Делал сальто назад, приземляясь на носовой платок с которого стартовал, при этом держа в руках две 24 килограммовые гири;
  • Выжимал штангу весом в 118 килограмм;
  • Мог отжаться 200 раз за 4 минуты.

В 1889 году в Лондоне Сандов вызывает на поединок известного силача того времени Самсона и побеждает его. В последствии он одерживает победу над всеми борцами и силачами, которые желали с ним сразиться.

В 1984 году получив Европейское признание Евгений Сандов переезжает в Америку на 4 года, где так же становится звездой, и благодаря своей известности его система тренировок пользуется большим успехом. После публикации своей системы Евгений становится главным сторонником здорового образа жизни в США.

В 1987 году Сандов возвращается в Лондон и открывает первый в мире тренажерный зал, ходить в который могли позволить себе только обеспеченные люди. Весь зал был заполнен огромными позолоченными коврами, персидскими коврами и белыми гантелями. Так же Евгений занимается продажей различных товаров для здоровья под своим именем — пружинных гантелей, корсетов, специальных напитков и лосьонов.

В 1901 году Евгений организовал первый в мире конкурс красоты атлетического сложения, который проходил в Королевском Альберт Холле. В жюри сидело 3 известных человека — сам Евгений Сандов, известный писатель того времени Королевский Альберт Холл и скульптор Чарльз Лоуз. Зал был заполнен до отказа, на сцену вышло 56 известнейших атлетов Англии. В конкурсе красоты победил Вильям Мюррей, получив в награду статуэтку Сандова со штангой в руках.

В 1911 году за заслуги пропаганды физического воспитания и здорового образа жизни Евгений Сандов получил звание профессор физического развития.

В наше время самых лучших культуристов планеты на конкурсе Мистер Олимпия награждают статуэткой Евгения Сандова, эта традиция начата в 1977 году и продолжается до сих пор.

Антропометрические данные Евгения Сандова:
Рост: 170 см
Вес: 88 кг
Бицепс: 43 см
Грудь: 122 см
Бедро: 63 см
Икры: 40 см

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть пару видеороликов с Евгением. В первом и втором видео снято позирование Сандова в 1884 и 1903 годах. В третьем видео представлена фотоподборка Евгения Сандова.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: