Сюжетно ролевые физ занятия в доу. Планы-конспекты интегрированных физкультурных занятий для детей разных возрастных групп

(для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи:

1. Формировать интерес к физической культуре.

2. Совершенствовать двигательные навыки и умения.

3. Формировать у детей такие физические качества, как ловкость, координацию движений, быстроту реакции.

4. Способствовать эмоциональному развитию посредством игровой деятельности.

5. Воспитывать волевые качества: выдержку и уверенность в своих силах в преодолении трудностей.

Интеграция образовательных областей : «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».

Дети входят в зал, строятся в шеренгу. Посреди зала стоит рюкзак.

Инструктор:

Ребята, вы не знаете, кто это сюда поставил? И что это за предмет, как его используют.

Дети делают предположения, приходят к выводу, что в зале на ковре стоит рюкзак, а рюкзак нужен для походов и путешествий.

Значит, ребята кто-то очень хочет, чтобы мы с вами отправились в путешествие. Смотрите, а здесь еще и конверт, какой- то лежит, давайте узнаем что в нем.

Конверт, на конверте написано: «Детский сад детям». Инструктор открывает письмо, читает:

Здравствуйте дорогие дети! Я живу в лесной чаще и мне очень одиноко, а как бы мне хотелось найти ребят, которые подружились бы со мной. Старик Лесовик.

Инструктор:

Интересное письмо, и что мы будем делать, как нам надо поступить?

Дети:

Пойдем в гости к Лесовику!

Но он живет в лесной чаще, не испугаетесь?

Но для начала нужно собрать рюкзак для похода.

Дидактическая игра «Собери рюкзак».

Инструктор:

Молодцы! А о ваших рюкзаках и головных уборах позаботились родители. Все готовы? Тогда в путь!

Вводная часть:

За ведущим шагом марш! Звучит музыка (муз. композиция «Ромашки»).

1. Спортивная ходьба.

Кто шагает по дороге

Тот со скукой не знаком

Нас вперед ведут дороги

Наш девиз

«Всегда вперед! »

2. Ходьба, руки на поясе, повороты головы направо (налево).

Дети рассматривают лес.

3. Ходьба, с элементами корригирующей гимнастики.

На носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок.

4. Ходьба с рывками рук: в стороны, вверх.

Прогоним стаю с комарами - разводим руки рывка.

5. Ходьба «Цапли»

Ходьба с высоким подниманием колен.

По высокой траве мы шагаем, ноги выше поднимаем.

6. Ходьба в полуприседе, руки вытянуты вперед.

7. Ходьба на высоких четвереньках :

В заросли густые зашли мы, на высоких четвереньках пошли.

8. Ходьба спортивным шагом.

Дети подходят к первому препятствию (звучит муз. композиция «Альпинист»):

1. «Гора»

Дети поднимаются на горку, держась за поручни руками, а затем спускаются сидя. Инструктор и воспитатель страхуют детей.

Инструктор:

Ребята, посмотрите какая высокая гора. Поэтому спускаться нужно очень осторожно, чтобы не навредить себе.

2. «Тоннель»

Следующее испытание, которое нам необходимо пройти, это тоннель. Он очень узкий и темный, но вы все смелые, поэтому не должны испугаться.

Дети друг за другом, проходят через тоннель.

3. «Мост»

Молодцы ребята! Никто не испугался, все справились с заданием. А наше путешествие продолжается дальше. И следующее испытание, которое наш ждет это мост. Посмотрите мост навесной, передвигаться по нему нужно очень аккуратно.

На двух столбах крепиться веревка, под натянутой веревкой стоит гимнастическая скамейка «мост». Дети по одному, держась за веревку, идут по мосту приставным шагом .

(Во время прохода по мосту звучит муз. композиция «Шум воды».)

Дети с инструктором продолжают путь, инструктор останавливается и обращает внимание детей на сорванные и брошенные цветы.

Инструктор:

Какой ужас! Посмотрите, я нашла цветы, которые кто-то сорвал и бросил, а они завяли. Что же теперь с ними будет, я даже не знаю как им помочь!

Может вы, ребята мне подскажете, что надо делать, чтобы вернуть цветам жизнь?

Дети делают предположения, рассуждают, что необходимо для жизни цветам. Дети собирают цветы, идут дальше, впереди озеро (емкость наполненная водой, задрапированная под озеро), звучит муз. композиция «Звуки озера».

Опыт «Цветок лотоса»

Инструктор предлагает опустить цветы в воду. Дети опускают цветы в воду, где у них распускаются лепестки.

Наши цветы ожили, значит, чтобы наши цветочки жили им нужна…

Правильно! Вода!

Как вы думаете ребята, вода нужна только цветам?

Молодцы, вода нужна всему живому. Без воды, солнца и тепла все живое погибнет.

А наше с вами путешествие продолжается.

Дети подходят к гимнастической лестнице, на которой висят шишки. Звучит муз. композиция «Звуки леса».

Посмотрите, я вижу впереди очень высокий кедр, кто-нибудь хочет кедровых орешек? Тогда подходите по одному, и я покажу, как нужно правильно сорвать шишку.

Дети по одному поднимаются по гимнастической лестнице, срывают шишку и спускаются вниз. Воспитатель и инструктор страхуют детей.

Ребята, шишки нужно срывать очень аккуратно, чтобы не повредить кедр. Дереву необходимо много лет, пока оно вырастет и начнет плодоносить.

Орешки мы отнесем в детский сад, а сейчас нам нужно идти дальше.

Инструктор:

Ребята, а кто помнит, зачем мы пошли в поход?

Ответы детей.

Помочь Лесовику найти друзей, а если он страшный и злой, что мы будем делать?

Убегать, нет, убегать не будем, я сейчас вас научу как не бояться Лесовика. По моей команде, мы должны сделать страшное лицо и громко закричать. Итак, раз, два, три, рычим!

Дети громко рычат.

Здорово у вас получается. Теперь нам не страшен старик Лесовик.

Дети, продолжают путь дальше. А в это время из домика на четвереньках, пятясь назад, вылезает старик Лесовик. Он встает, потягивается, хлопает рукой по рту и медленно поворачивается к детям. (Звучит муз. композиция «Лесовик».)

Инструктор:

Дети! Смотрите это старик Лесовик. Помните, как мы с вами учились его пугать? Только все вместе и по моему сигналу!

Дети дружно рычат, Лесовик падает в обморок.

Инструктор:

Ой, Лесовик! Прости нас, мы только хотели тебя напугать. Инструктор пытается привести в чувства Лесовика, делает ему искусственное дыхание. Лесовик открывает глаза.

Мы виноваты перед тобой, прости нас, пожалуйста!

Лесовик:

А вы, все- таки получили мое письмо?

Дети:

Да! Поэтому мы здесь.

Лесовик:

Ой! А как же у меня гости, а мне нечем вас угостить, побегу хоть грибов наберу.

Инструктор:

Лесовичок, а может, за грибами ребят отправим?

Лесовик:

А ребята справятся с заданием, а то принесут грибов да не тех.

Инструктор:

Что ты, у нас ребята умные, съедобные грибы от не съедобных отличить смогут.

Эстафета «Собери грибы»

Молодцы! Все ребята справились, покажите мне какие вы нашли в лесу грибы.

Ну, что Лесовичок, не удалось тебе наших ребят запутать.

Лесовик:

Не получилось, пойду дровишек, что ли собирать для костра.

Инструктор:

Лесовичок, подожди, отдохни, ребята сами пойдут за дровами, а ты лучше расскажи какие нужно дрова собирать.

Лесовичок:

Дрова нужно брать сухие, которые на земле лежат, валежником называются, а под котелок укладывать их можно или шалашиком, или домиком.

Скалывает дрова, ставит котелок.

Инструктор:

Какой котелок у тебя большой, наварим, для всех хватит!

Лесовик:

Только картошки у меня нет!

Инструктор:

У нас есть, и ребята сейчас ее в котелок тебе помогут положить.

Эстафета «Принеси картошку».

(Звучит муз. композиция «Походная».)

Инструктор:

Хорошо потрудились! Теперь можно и отдохнуть у костра, погреться, а ребята расскажут тебе Лесовичок, где они сегодня были, что делали, что видели и слышали, чему научились.

Дети рассказывают о походе. Звучит муз. композиция «Костер».

Инструктор:

Ребята нам домой пора, в детский сад. А Лесовику хочу подарить книгу о путешествиях. Когда тебе будет одиноко, ты сможешь читать книгу и вспоминать нас, а ребята тебе писать письма будут.

Лесовик:

Спасибо, я тоже буду вам писать.

Дети встают в колонну и за инструктором выходят из зала под муз. «Вместе весело шагать».

Сюжетно – игровое занятие по физкультуре в средней группе «В гости к Зайке»

Цели: упражнять в ходьбе и беге между предметов, с высоким подниманием колена, перешагиванием через предмет; учить детей слушать музыку и четко выполнять под нее упражнения; учить легко прыгать вверх на двух ногах, ходить по наклонной доске сохраняя равновесие; подлезать под дугу.

Оборудование: ёлочки, снежные комочки, наклонная доска, дуги, стойки со шнуром, морковка на веревочки, маска волка, зайцев.

Сюрпризный момент : зайка (ребенок).

Ход занятия:

Дети сегодня мы отправимся в лес, нас в гости пригласил Зайка, ждет он нас не дождется. Но дорога у нас будет трудная, длинная. Справимся мы с вами? Всем нужно постараться, чтобы попасть в гости.
Дети идут по круги. Нужно красива прошагать.
Впереди много препятствий, а вот и первое.
Надо пройти между елками,высоко поднимать колено руки на поясе. А вот сколько снега надуло нам нужно пройти перешагивая через снежки не задевая их.
Звенит колокольчик. Это нам дает сигнал Зайка, что мы на верном пути и он торопит нас поэтому легко побежали друг за другом.
Красиво шагаем по кругу.
Опять звенит колокольчик и все легко бегут между елочек. Бег переходит в ходьбу. Выходит Зайка в руках держит корзину с снежными комочками.
Зайка : Здравствуйте, дети, ждал я вас ждал и решил идти к вам на встречу.
Дальше пить будет еще сложнее и Зайка поведет нас сам.
Ребенок встает в строй с другими детьми и продолжают ходьбу по кругу с перестроением в 3 колонны). Каждый ребенок берет по одному камочку.
Зайка вместе с вами хочет подготовится к дороге, набраться сил и в этом нам помогут упражнения, которые нам покажет Зайка.

Комплекс ОРУ

1. И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки поднять вверх через стороны и переложить комочек в другую руку, отпустить вниз к ногам. (5 раз)

2. И. п. сидя на полу, ноги расставлены в стороны, руки на поясе. Наклон вперед, положить комочек, поставить руки на пояс. (5 раз)
3. И. п. стоя, руки опущены вдоль туловища, присесть положить комочек на пол, встать. (4-5 раз)
4. И. п. стоя на коленях руки на поясе. Прокатить комочек вокруг себя. (6 раз)
5. И. п., лежа на спине, руки над головой, перевернуться на живот и снова на спину. 4 раз.
6. Прыжки и ходьба (чередуются) 2 раз.

Все дети молодцы! Продолжаем путь дальше.
Чтобы попасть на лесную полянку нам нужно пройти по этой дорожки но на ней множество препятствий, а как нужно пройти нам покажет Зайка. Пройти по этой горке. Чтобы не упасть с нее нужно руки поставить в стороны, спину держим прямо. Дальше дорогу нам перегородили большие ветки. Нам нужно подлезть под них. Руки положить на колени, голову пригнуть и боком пролезть под дугу.
Ну а теперь нужно помочь зайчику достать морковку. Нужно встать и легко на носочках подпрыгнуть и достать до морковки.
Основные виды движений.
1. Ходьба по наклонной доске. Руки в стороны.
2. Подлезание под дугу боком (правым затем левым) не касаясь руками пола.
3. Прыжок на носочках вверх.
Ребята, а теперь давайте вместе с Зайкой поиграем. Все будем зайчиками. Надеть детям на шею рисунок зайца. В это время звучит рычание волка.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Волк пришел на полянку нам нужно спрятаться в норку. Дети подлезают под шнур натянутый на стойки. Волк подходит к заранее подготовленному стулу и делает вид, что засыпает.
Воспитатель говорит:
Прыг да скок, прыг да скок,
Зайки веселятся,
Прыг да скок, прыг да скок,
Некого бояться,
Вдруг, откуда ни возьмись,
Появился волк, убегают наши зайки
В домик и молчок.
Дети подлезают под веревку и прыгают по всему залу с последним словом дети бегут в норку.
Игра повторяется 2-3 раз.

Восстановление дыхания.
Игра малой подвижности.
«Найди морковку». Ребята, зайка просит нас помочь найти ему морковку.
А теперь, ребята, давайте послушаем звуки зимнего леса. Для этого нам нужно лечь и закрыть глаза и подумать о чем - нибудь хорошем.
Зайка всех вас благодарит хочет вам сделать подарок, а подарок этот под нашими елочками.
Дети спокойно выходят из зала и благодарят Зайку за путешествие.

«В гости к ёжику», конспект организованной игровой сюжетной двигательной деятельности по физкультуре для детей младшей группы

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект игрового НОД по физкультуре для детей младшей группы (3-4 года) с массажными мячами по теме "В гости к ёжику". Упражнения с массажными мячами помогают разнообразить виды деятельности детей, стимулируют активность речевых центров, развивают общую и мелкую моторику, способствуют снятию психического напряжения, нервного переутомления, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции ребенка.
Данный материал будет полезен воспитателям младших групп и инструкторам по физической культуре.

Конспект организованной игровой сюжетной двигательной деятельности по физкультуре для детей младшей группы «В гости к ёжику»

Цель: Формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
Обучающие: учить прыжкам на двух ногах через линию, из обруча в обруч; закреплять навыки ходьбы и бега; упражнять детей в лазании под дугу на четвереньках, не задевая её. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, способствовать формированию положительных эмоций.
Развивающие: Расширять знания детей о лесных обитателях, развивать образное мышление при отгадывании загадок; развивать внимание и наблюдательность; умение ориентироваться в пространстве.
Оздоровительные: Развивать общую и мелкую моторику; укреплять мышечную и дыхательную системы; способствовать профилактике плоскостопия; развивать эмоциональную сферу.
Оборудование: Игрушка ёжик "; ручеек" (канат), маска лисы, 4 плоских обруча (диаметр 25 см), мяч (диаметр 20 см), массажные мячи по количеству детей. Музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности.
Дети под музыку входят в зал и строятся в одну шеренгу.

Организационный момент.
Инструктор: Ребята отгадайте загадку:
Он колючий, маленький,
На спине несёт иголки. И поэтому он колкий.
Дети отвечают.
Инструктор: Верно, это ёжик. К нам сегодня в гости пришел ёжик, он приглашает нас на прогулку в лес и принес с собой целую корзину мячиков. Мячи очень похожи на нашего гостя, такие же колючие. Мы будем с ним играть. Вставайте все в круг. Сейчас ежик каждому из вас даст мячик.
Вводная часть.
Инструктор: Давайте сначала покажем ёжику, как мы умеем красиво ходить.
Ходьба друг за другом.


-А теперь покажите, какие мы быстрые и ловкие.


Бег, мяч в правой руке.
-А теперь какие мы сильные.
Ходьба с вытянутыми вперед руками.
Инструктор: А теперь какие мы ловкие и умелые.
Мячик мы в ладонь возьмем
И тихонечко нажмём.
Он колючий словно ёжик,
У него нет только ножек!
Основная часть.
Общеразвивающие упражнения с массажными мячами.


1. «Большие и маленькие».
И.п.- ноги ширине плеч, руки с мячом внизу. В: 1- поднять руки вверх, потянуться, 2 - присесть, положить мячик; 3- взять в руки; 4- выпрямиться. (повторить 4 раза).
Инструктор: Мячик – ёжик покатаем,
Пальчики мы разминаем.


2. «Колючие ёжики»

И.п.- стоя, ноги вместе, мяч в обеих руках перед собой.В: 1-3 – катать мяч между ладонями, ритмично сгибая руки в локтях, 4 –опустить руки вниз.


3. «Собираем грибочки для ёжика»
И.п.- стоя, ноги врозь, руки с мячом вытянуты вперед.В: 1-2- наклон вперед (стараться не сгибать колени), положить мяч между ногами, 3-4- выпрямиться, хлопнуть в ладоши, 5-6- наклониться вперед, взять мяч, 7-8- выпрямиться, поднять мяч вверх, (повторить 4 раза)
Инструктор: Мячи любят поиграть,
Пошалить и убежать!


4. «Спрятали и показали»
И.п.-сидя, руки с мячом на коленях.В: 1-спрятать за спину мяч,2 - руки вытянуть вперед, 3- руки за спину, 4 –взять мяч, вернуться в и.п. (повторить 4 раза).
Инструктор: Вы устали, ребята?
Ёжик нам не даст устать,
Хочет снами подышать!
5.Упражнение на дыхание «Ушки».
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть как можно ближе к плечам.
Инструктор: Молодцы, ребята! Ёжику очень понравились ваши упражнения с мячиками. А сейчас вместе с ежиком мы отправляемся на лесную полянку.
Дети под музыку «Вместе весело шагать» идут по кругу, останавливаются перед канатом, положенным вдоль.
Инструктор: Пока мы шли, на пути нам встретился ручеёк. Но ёжик мне по секрету сказал, что он совсем не знает, как через него перейти. Давайте его научим, как надо правильно перепрыгнуть через ручеек.
Основные движения.
1. "Ручеек".

Прыжки через канат, положенный вдоль, по сигналу инструктора (2 раза).
Инструктор: Вот мы и на лесной опушке. И опять у нас препятствие на пути. Давайте покажем ёжику тропинку.
2. "Найди тропинку для ёжика".
Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч, руки на поясе, лазание под дугу на четвереньках.
Проводится поточным способом (2 раза).

Инструктор: Вы устали, ребята? Давайте вместе с ёжиком подышим.
Упражнение «Ежик» на восстановление дыхания.
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы (4-8раз).
Инструктор: Ежику очень понравилось, как вы путешествовали с ним по лесу, и теперь он хочет поиграть с вами.
Наш ежик колючий и его никто не обижает, но в лесу живет много зверей, знаете каких? (Дети называют лесных зверей).
Звучит песенка «Маленький ёжик»
Инструктор: Вы помните, кого боится ёжик?
Отгадайте загадку:
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую... (лису) .
Педагог показывает маску лисы.
Музыкальная игра «Зайчата и лисичка»
Инструктор: Узнаете, кто это? Хотите поиграть с лисичкой?
Давайте превратимся в зайчат, поиграем с лисичкой и научим ёжика прятаться от нее.
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
На лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки!


Заключительная часть.
Инструктор: Вот и пришло время попрощаться с нашим лесным гостем.
Мы сегодня показали ёжику, как надо заниматься с мячиками, научили правильно прыгать через ручеёк, бегать, лазать и прыгать, и даже как спрятаться от лисички.


Построение в колонну по одному, ходьба за воспитателем под музыкальное сопровождение. Дети машут рукой и выходят из зала.

Занятия могут быть:

  • игровыми;
  • сюжетными;
  • интегрированными;
  • с элементами спортивных упражнений.

Игровая форма

строится на основе разнообразных подвижных игр высокой и малой интенсивности, игровых упражнений, направленных на обучение, закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания). Разнообразие подвижных игр позволяет подбирать их с учётом времени года, условий проведения, подготовленности воспитанников, а также в соответствии с поставленными оздоровительными, образовательными и воспитательными задачами.

Во вводной части игрового занятия проводятся подвижные игры малой и средней интенсивности с разновидностями ходьбы и бега.

В содержание основной части можно включить игровой комплекс общеразвивающих упражнений и 2-3 игровых задания с использованием различных видов движений, качественному освоению которых способствуют не только подвижные игры, но и игровые упражнения высокой и средней интенсивности. Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных действий («Не наступи на линию», «Перепрыгни через канаву», «Кто дальше бросит?» и др.), позволяющих каждому ребёнку продемонстрировать личные возможности и способности, а педагогу осуществить индивидуальный подход и, соответственно, более качественно решить образовательные задачи занятия. Снижение нагрузки в заключительной части обеспечивает подвижная игра малой интенсивности.

Сюжетная форма

охватывает разные виды движений, подвижных игр, игровых упражнений имитационного характера, объединённых в целостный сюжет («Прогулка в лес», «В гости к бабушке», «Зайки на лужайке», «Цирк» и т.д.).

Например, занятие «Колобок» с традиционной трёхчастной структурой состоит из следующих сюжетных линий:

— вводная часть: «Мы лепили колобка» (разновидности ходьбы с мячом), «Колобок покатился» (бег с мячом в руках);

— основная часть: «Весёлая зарядка с колобком» (комплекс общеразвивающих упражнений с мячом), «Поиграй с колобком» (упражнения в бросании, прокатывании мяча и др.), «Колобок и собачки» (подвижная игра с мячом);

— заключительная часть: «Колобок убегает от лисы» (подвижная игра малой интенсивности с мячом).

Темой сюжетного занятия может быть обыгрывание впечатлений от наблюдений за животными («Собачки», «Лошадки», «Лесные звери» и др.), явлениями природы («Снежок - мой дружок», «Весеннее солнышко», «Зимушка-зима» и др.), а также на предмет познания свойств физкультурного оборудования («Весёлый мяч», «Волшебный мешочек», «Разноцветные колечки» и др.). Очень нравятся детям занятия-путешествия («В гости к Мишке-торопыжке», «На лужайку мы идём», «Летний лес» и др.), их содержание можно бесконечно варьировать путём трансформации сюжета и постепенного наращивания от занятия к занятию сложности и разнообразия двигательных заданий.

Например, занятие, интегрированное с образовательными областями «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество»

начинается, как правило, с актуализации познавательных представлений воспитанников. Для этого проводится вводная беседа с использованием методов опосредованной наглядности: фотографий, картинок, плакатов, связанных с дальнейшим содержанием занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, птиц, насекомых и др., на примере игровых пособий рассматривают предметы ближайшего окружения и рукотворного мира. Продолжительность беседы не превышает 3-5 минут.

Далее, в процессе физкультурной деятельности на занятии дети закрепляют усвоенные представления. Этому способствуют тематические подвижные игры, сюжетные физические упражнения, которые не только эффективно развивают двигательные умения и навыки воспитанников, но и формируют социальный опыт, личностные качества, воспитывают познавательное и гуманное отношение к природе на основе включения ребёнка в различные жизненные игровые ситуации. Завершить занятие можно итоговой беседой или тематической подвижной игрой малой интенсивности.

Физкультурные занятия, интегрированные с образовательной областью «Искусство» включают рациональное сочетание материала, связанного, например, с музыкальной и двигательной деятельностью: подвижных и музыкальных игр, музыкально-ритмических движений, пения, физических упражнений во всех частях занятия. Определённая основа музыкального произведения, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию дыхательной, сердечной, мышечной систем организма ребёнка, а эмоционально-положительное состояние способствует развитию психики, развивает музыкально-сенсорные и двигательные способности у малышей.

Следует отметить, что интегрированная форма чрезвычайно актуальна в работе с детьми третьего года жизни, т.к. как именно в этом возрасте внимание, память, воображение, мышление и речь развиваются при условии проведения обобщений, основанных на опыте практической предметной деятельности и закрепления в слове.

Занятия с элементами спортивных упражнений

направлены на реализацию важного компонента образовательной области «Физическая культура» по обучению детей катанию на санках и велосипеде, ходьбе на лыжах и скольжению по ледяным дорожкам. Наличие данного компонента подтверждает приоритетность и оздоровительную направленность физических упражнений и подвижных игр на свежем воздухе, а также необходимость вводить спортивные упражнения в содержание физкультурных занятий уже с раннего возраста.

Вводная и заключительная части таких занятий проводятся по традиционной методике, а основная часть охватывает элементы спортивных упражнений, основные виды движений, подвижные игры. в структуру основной части занятия можно не включать, а уделить больше времени обучению и закреплению элементов спортивных упражнений. Эффективность обучения зависит от способности педагога применять индивидуальные подход и страховку в процессе обучения воспитанников спортивным упражнениям, от умения рационально организовать двигательную деятельность на занятии, не снижая его моторной плотности.

Рассмотренные являются наиболее распространенными.

Форму проведения конкретного занятия педагог планирует по своему усмотрению в зависимости от решаемых задач, места проведения, материально-технического оснащения, собственных профессиональных умений.

Сюжетные занятия являются одной широко из используемых в детских дошкольных учреждениях организованных форм проведения занятий по физической культуре. Сюжетно-физкультурные занятия построены на едином сюжете (сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения, кинофильма и т.п.) на основе сказки или реальных событий хорошо знакомых детям. Как утверждает В.С. Волошина (2007) в качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Единственное условие, которое должно соблюдаться, это то, что сюжет занятия должен быть тесно связан с задачами обучения движениям и придавать занятию черты драматизации, сближать его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского (1999), является «корнем любого детского творчества».

По данным авторов, сюжетные занятия в дошкольных учреждениях являются одной из приоритетных форм выбора организации занятий, так как несут в себе ряд важных функций (В.С. Волошина, 2007; В.С. Кукушкина, 2004). Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения, что ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата и обеспечивает возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, снимают скованность. Благодаря сюжету ребенку легче осмысливать и выполнять движения. Важным достоинством занятий сюжетного типа является то, что они позволяют избежать механического усвоения техники движения.

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, костюмов, оформления зала, музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить ребят с новыми движениями.

По данным Н.Н. Кожуховой (2003) сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия, что обусловлено ведущей игровой деятельностью детей в этом возрасте. На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Г.В. Хухлаева (1992) считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Дети спешат на помощь любимому герою, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл. Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам.

Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли, и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии с взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, машут крылышками, как цыплята. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Такие занятия развивают у детей творчество. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

Л.Н. Волошина (2007) предлагает проводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка.

Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе.

Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.

При проведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей - всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка (Г.В. Хухлаева, 1992).

Когда накоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предмет для упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.

Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Реализовывать сюжетные физкультурные занятия можно с дошкольниками различного возраста. С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия два раза в неделю (по 10 - 15 мин). В старшей группе детского сада (5 - 7 лет) занятия проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части: вводную (18 % общего времени занятия); основную (67 % общего времени занятия); заключительную (15 % общего времени занятия). Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Цель вводной части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. Во вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, перестроении, несложные игры. Следует обращать внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача.

Основная часть занятия наиболее продолжительна. В ней у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. Эта часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, дети настраиваются на самостоятельную игру. В ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности (Т.И. Осокина, 1990).

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения (С.А. Козлова, 2000).

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком. Этот способ подходит для формирования первоначального представления о новом движении (Г.В. Хухлаева, 1992).

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны - успешно образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми. Недостаток этого способа заключается в том, что ограничивается возможность воспитателя контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки (Т.И. Осокина, 1990).

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (по 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей.

Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений воспитателя (В.А. Андерсон, 1991).

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия широко используются в детских дошкольных учреждениях, позволяя инструктору по физической культуре активно включить в процесс обучения всех детей. Сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Сюжетные физкультурные занятия имеют четкую структуру, разнообразные методы организации детей на занятии и методы обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: