История появление лыж. История лыж

«Лыжи, возможно, и не являются счастьем, но вполне могут заменить его» – когда-то сказал один из великих французских горнолыжников. В самый разгар лыжного сезона и перед главным периодом поездок на горнолыжные курорты мы предлагаем вам фото-рассказ о том, как менялись сами лыжи и их роль в жизни наших соотечественников с незапамятных времен до сегодняшнего дня.

1. Первые упоминания лыж были найдены еще в наскальной живописи за тысячи лет до нашей эры. Северным народам, в том числе нашим далеким предкам, это изобретение было просто жизненно необходимо, чтобы иметь возможность передвигаться по снегу и добывать пропитание в зимний период.

2. Много веков спустя, а именно – примерно с середины XVI столетия, лыжи стали использоваться военными. На фото: картина Иванова С.В. «Поход москвитян. XVI век». Сама картина датируется 1903 годом.

3. Вообще, до самого конца XIX века лыжи применялись в основном для охоты и в армии, поэтому лыжники все это время использовали только одну палку – вторая рука должна была оставаться свободной. Как вид спорта лыжи в России получили официальное признание в 1895 году, когда прошли первые лыжные гонки. Фото: Getty Images

4. Поначалу лыжи не имели специальной обуви и просто привязывались к имеющейся. А учитывая знаменитые русские морозы, первой лыжной обувью чаще всего выступали валенки. Так было вплоть до 30-х годов ХХ века, когда появились рантовые ботинки и крепления, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов, а иногда продолжают использоваться и сейчас. На фото: Русский солдат на лыжах и в валенках, 1900-1919 годы.

5. В Советском Союзе, как известно, физкультура и спорт занимали весьма почетное место в жизни каждого гражданина. А лыжи – прежде всего, беговые – стали одним из самых распространенных и популярных зимних видов спорта. Миллионы поклонников спортивного и здорового образа жизни ежегодно принимали участие в массовых лыжных забегах.

6. Приобщаться к лыжному спорту начинали с детства – в долгие зимние месяцы все без исключения советские школьники занимались физкультурой на беговых лыжах. На фото: МГУ, Москва, 1959 год.

7. А это – урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году. Фото: Сергей Юрьев

8. У взрослых лыжи также считались прекрасным способом проведения зимнего досуга и даже нередко заменяли романтические свидания. Тут самое время вспомнить знаменитую советскую лыжную мазь с ее специфическим запахом, далеким от всякой романтики. Однако без нее деревянные лыжи, альтернативы которым тогда еще не существовало, не ехали. Фото: Сергей Юрьев

9. Что же касается горных лыж, то они в России начали развиваться гораздо позже, чем беговые, и поначалу входили в основном в состав подготовки альпинистов. На фото: Домбай, 1937 год

10. Первый «прорыв» в советском горнолыжном спорте произошел в 1956 году, когда Евгения Сидорова (на фото) завоевала первую олимпийскую медаль на зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо, Италия. Спортсменка заняла третье место, несмотря на полученную травму плеча.

11. После этого, в 60-е годы, горные лыжи начали завоевывать в стране невиданную ранее популярность. А Домбай стал превращаться из альпинистского лагеря в главный горнолыжный курорт страны. В 1964 году здесь начинается строительство комплекса отдыха и спорта, включающего сеть гостиниц, баз, хижин и канатных дорог. На фото: современный Домбай

12. Еще один примечательный период в истории отечественных горных лыж – эра «золотой команды», время нашего триумфа конца 70-ых – начала 80-ых, когда горнолыжники во главе с Александром Жировым буквально ворвались на пьедесталы этапов Кубка мира. Заголовки спортивных газет впечатляли: «Ахтунг! Русские идут», «Русские рвутся в лидеры», «24 дня русского чуда». Период «золотой команды» был временем расцвета талантов и долгожданных побед отечественного спорта. Фото: Роман Денисов

13. В 1974 году произошел настоящий переворот в лыжном мире – появились первые пластиковые лыжи. В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. В результате лыжный инвентарь приобрел вполне современный вид, хотя и сами лыжи, и крепления и ботинки продолжают постоянно совершенствоваться и сейчас. Фото: Роман Денисов

14. Современным любителям лыжных видов спорта есть из чего выбирать: магазины предоставляют широкий ассортимент лыжных товаров, среди которых подходящий инвентарь может найти не только любитель, но и профессионал.

15. В наше время школьникам по-прежнему положено осваивать азы беговых лыж.

16. А горные лыжи и поездки на горнолыжные курорты с каждым годом завоевывают все большую популярность среди соотечественников. Фото: Роман Денисов

17. Некоторые родители начинают приобщать к любимому спорту малышей с самого раннего возраста – горнолыжные школы принимают учеников от трех лет.

18. А для тех, кто никак не может прожить без лыж даже летом – открываются крытые горнолыжные комплексы с искусственным снегом.

Лыжи

Лы́жи - приспособление для перемещения человека по снегу . Представляют собой две длинные (150-220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

История

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Oснователь Норвегии легендарный Нор пришел к фиордам по «хорошей лыжне» .

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособления, увеличивающие площадь стопы и тем самым облегчающие передвижение по снегу. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Eпископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека» .

Второй возможный вариант возникновения лыж - их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению - для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п. Это и определяло их тогдашние пропорции - они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга , заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Материалы и технологии

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX-XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж - не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным - индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази .

Пластиковые материалы

В первых пластиковых лыжах применялся легко истираемый и плохо держащий смазку АБС-пластик , который практически полностью вытеснен, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE . Материал, его создание и производство, главным образом связано с швейцарским концерном CPS Austria Group (прежний IMS Plastics). Пластик имеет торговое наименование P-tex. Материал подразделяется в соответствии с молекулярной массой и наполнителям для разных погодных условий. Обычно для мокрой лыжни (часто бесцветный) - P-tex 4000, для мороза - P-Tex 2000 Electra. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза добавляется 5-15 % наполнителя - частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики , а также графита и фтороуглеродных соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжу чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость . Соединения галлия добавляют пластику теплопроводности, то же свойство у нитрида бора, эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.

Процесс скольжения и смазка

На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно именять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что в свою очередь влияет на толщину водяной плёнки.

Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 о С. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 N/m, у обычных парафиновых мазей 0,029 N/m, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 N/m, - эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи - при нескольких градусах мороза (0-4 о С). Скольжение в этих условиях - больше гидродинамика , чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе - акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается - сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 о С эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, - вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще - она должна быть твёрже снега.

Нанесение смазки - процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» - больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, - при этом удаляется до 99 % мази, а эффект доступен только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов и полностью отсутствует на морозе. К тому же, профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются).

Простой способ оценить качество скольжения - съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи - объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

Горные лыжи

Горные лыжи - особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

Сначала для спортивного спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями. Прекрасный пример этого можно увидеть в фильме «Серенада солнечной долины ». Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка - снизу по краям к лыже прикрепляли заподлицо узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это во-первых препятствовало стачиванию дерева лыж об фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а во-вторых позволяло уверенней управлять лыжами.

В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.

Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи в настоящее время - высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.

Беговые лыжи

Беговые лыжи делятся на два больших класса: пластиковые и деревянные. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса: лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса - предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге и его движения похожи на движения конькобежца.

Пластиковые лыжи с насечкой

Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса, но профессиональными спортсменами-лыжниками практически не применяются. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах - это лыжи с насечкой.

Достоинства

Лыжи с насечкой практически не требуют мази держания, в связи с чем очень удобны для неопытных лыжников, встающих на лыжи лишь эпизодически, и не владеющих техникой нанесения лыжных мазей. Тем не менее - в сложных условиях скольжения (плюсовая погода, обледеневшая лыжня, и т. п.) насечки с отдачей не справляются, и мазь держания становится необходимой даже на этих лыжах.

Недостатки

Насечки ухудшают скольжение не только назад, но и, хотя и в меньшей степени - вперед. Поэтому, при прочих равных условиях, лыжник на лыжах с насечками будет двигаться медленнее, чем на гладких лыжах. Именно поэтому лыжи с насечками не применяются в лыжном спорте.

Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью)

Для классического стиля передвижения

Такие лыжи имеют в средней части лыжи (то есть под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх банок лыжной мази, пластикового скребка и пробки-растирки.

Для конькового стиля передвижения

Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения - он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15 - 20 см.

Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону.

Лыжные крепления

Лыжи могут крепиться к ботинкам с помощью различных приспособлений разной степени сложности, которые называются креплениями. Всё многообразие креплений можно разделить на несколько видов:

  1. простые
  2. мягкие
  3. полужёсткие
  4. жёсткие
  5. горные

Простые крепления - первые появившиеся, их можно встретить на охотничьих лыжах. Представляют из себя простую кожаную или матерчатую петлю, в которую легко вставить ногу в валенке.

Мягкие крепления - развитие простых. К петле добавился ещё один ремень, охватывающий ногу сзади, над пяткой, и не дающий лыже соскользнуть с ноги. В настоящее время такие крепления часто ставят на детские лыжи.

Полужёсткие крепления - кожаная петля заменена на металлические щёчки, в которые упирается ботинок, сверху удерживаемый стропой. Вместо ремня используется трос - металлическая пружина. Трос натягивается с помощью небольшого рычажка, который крепится перед щёчками.

Все три перечисленных вида креплений не требуют специальной обуви, надёжны и просты в эксплуатации. Полужёсткие крепления долгое время состояли на вооружении в армиях различных стран. Также полужёсткие крепления использовались в горнолыжном и прыжковом спорте на ранних этапах, до появления современных горнолыжных креплений и ботинок.

Жёсткие крепления - при их использовании ботинок «намертво» соединён носком с лыжами, что позволяет лучше их контролировать. Именно жёсткие крепления сейчас повсеместно используются. В настоящее время выпускается три системы креплений - Nordic 75 (всем знакомая в СССР), SNS , NNN и её новая версия NIS.

Горнолыжные крепления - эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений - способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

  1. Горнолыжные крепления телемарк - похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк .
  2. Крепления skitour - промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
  3. Прыжковые крепления - модификация креплений для прыжкового спорта.

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Why is ice and snow slippery? The Tribo-physics of skiing, L. Karlöf, L. Torgersen Axell, D. Slotfeldt-Ellingsen
  • Sliding Friction of Polyethylene on Snow and Ice, L. Bäaurle, Swiss Federal Institute of Technology, Zurich
  • Friction characteristics between ski base and ice - fundamental lab scale tests and practical implications, P. Sturesson, Uppsala Universitet
  • Performance Skiing: Training and Techniques to Make You a Better Alpine Skier, G. Thomas, ISBN 0811730263
  • Teflon® Paraffin Low Friction Wax for All Snow Conditions, DuPont Technology
  • The complete quide to cross-country ski preparation, N. Brown, ISBN 0-89886-600-6

Ссылки

Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться.

Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, 1617 год.

История беговых лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад . Началось все с того момента, когда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века , лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России. Первое подобие соревнований было проведено в Норвегии в 1767 году , однако дальнейшего развития беговых лыж как спорта не было вплоть до середины XIX века. В 1843 году в Норвегии, а затем в 1865 году в Финляндии состоялись официальные соревнования по лыжным гонкам. В 1862 году в Швеции был зафиксирован первый в истории результат – Ларс Туорда из Лапландии одержал победу в гонке на 220 км, состоящую из двух частей, со временем 22 часа 22 минуты. В России первое соревнование датируется лишь 1894 годом , когда в Санкт-Петербурге состоялся забег на лыжах на четверть версты.

Ничто не освежает волю и не освежает ум так, как лыжи

Одним из самых важных событий в развитии беговых лыж в XIX веке объективно считается подвиг знаменитого норвежского путешественника, исследователя Арктики Фритьофа Нансена , который в 1889 году первым в мире совершил более чем пятисоткилометровый переход через Гренландию в одиночку. Через три года об этом переходе была издана книга, переведенная на несколько языков, благодаря которой люди по всему миру узнали много нового о лыжах и прониклись любовью к лыжным походам. Именно с конца XIX века во всех странах стали активно появляться спортивные общества и клубы любителей лыжного спорта.

«Ничто не укрепляет мышцы и не делает тело таким сильным и эластичным, ничто не дает реакции и быстроты, ничто не освежает волю и не освежает ум так, как лыжи» - это слова Фритьофа Нансена.

За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи. Из археологических данных известно, что уже в XIII веке в России использовались лыжи длиной около 190 см и шириной около 8 см с загнутыми концами, однако в начале XX века были распространены лыжи длиной до 3м.

Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов .

Интересную историю имеют и беговые палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.

Бурное развитие лыжного инвентаря началось в 70-х годах XX века. В 1971 году норвежская компания Rottefella разработала всем известный стандарт креплений NN75 (Nordic Norm 75 мм ) с тремя штырьками под рантовые ботинки. Этот стандарт сразу завоевал огромную популярность во всем мире, а в нашей стране из-за своей низкой стоимости и простоты производства до недавнего времени он был самым распространенным. За последние несколько лет ситуация кардинально поменялась, крепления NN75 сильно сдали свои позиции и используются лишь теми, до кого еще не дошел прогресс.

В 1974 году произошла революция в производстве беговых лыж – появились первые пластиковые лыжи. Вскоре трассы стали готовить машинным способом, они стали шире и жестче, что в начале 80-х годов привело к появлению конькового хода, основателем которого считается знаменитый шведский лыжник Гунде Сван . В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. Рантовые ботинки сменились более узкими – «носковыми», а крепления NN75 – адидасовскими «лягушками», затем системой SDS , но надежность этих новых разработок оставляла желать лучшего. Произошло разделение ботинок на классические и коньковые. Наконец, в середине 80-х годов появились два по-настоящему функциональных, современных стандарта креплений – SNS (Salomon Nordic System ) и NNN (New Nordic Norm, Rottefella ). Ботинки и крепления образовали систему, обеспечивающую эффективную передачу энергии лыжника лыже.

В 90-х годах в производстве лыж появилась CAP -технология, лыжи конструкции «сэндвич» отошли в прошлое. Теперь все современные беговые лыжи состоят из сердечника, накрытого сверху «коробкой», поверхность которой может иметь 3-х мерную форму. Изменилась и геометрия лыж – она перестала быть параллельной. Компании-производители по сей день находится в постоянном поиске оптимального профиля лыжи, а расчеты характеристик новых моделей все больше приближены к аэрокосмическим и «формульным» технологиям.

В конце 90-х произошел новый технологический прорыв – появилась система креплений и ботинок SNS Pilot – двуосное крепление ботинка, что значительно усовершенствовало технику конькового хода. А в 2005 году было объявлено о новой революционной разработке – интегрированной системе лыж и креплений – NIS (Nordic Integrated System, Rottefella ), теперь для установки креплений не надо сверлить лыжи.

Современный лыжный спорт – это 39 лыжных дисциплин на Олимпийских играх, 26 соревновательных упражнений на лыжах, ожидающих «олимпийской прописки», а также более 20 утверждающихся в статусе «вида спорта» упражнений.

Легкую атлетику справедливо называют «королевой спорта», а бурно развивающийся лыжный спорт в свите зимних олимпийских дисциплин – безальтернативный «король спорта».

Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В далекие исторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо без специальных приспособлений для ног, увеличивающих площадь опоры, позволяющих легко и свободно, как лось на своих разлапистых копытах, преодолевать снежные сугробы в полях, лесах, горах. Так зародилась вынужденная потребность в создании лыж - одного из самых удивительных изобретений первобытного человека.

Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом не установлены. Первыми приспособлениями, которые применил человек для более легкого передвижения по глубокому снегу, были несомненно снегоступы или ступающие лыжи.

Эти овальные, затем ракетообразные примитивные приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно через так называемую лыжу-башмак приняли форму скользящих лыж, что позволило значительно увеличить скорость передвижения.

История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Началось все с того момента, когда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России.

О появлении лыж в древней Руси до начала нашей эры свидетельствуют исследования наскальных изображений у берегов Онежского озера и Белого моря. На скалах, расположенных вблизи селения Залавруга у Сороковой Губы Белого моря, там, где на реке Выг находится пороп Черный, первобытный человек оставил высеченные надписи и рисунки, сохранившиеся до наших дней. Среди множества наскальных изображений, открытых экспедициями А.М. Линевского (1926 г.) и В.И. Равдоникаса (1936 г.), найдены и такие, которые являются бесспорным доказательством изобретения лыж первобытным человеком неолитической эпохи за много тысяч лет до нашей эры. Причем, уже тогда это были скользящие лыжи.

Композиция трех людей на лыжах является уникальным памятником первобытного искусства. Различная степень изгиба фигур, как и различная степень разворота их туловища, придают всей композиции особую стройность и выразительность. Весьма впечатляют своим изяществом фигуры пятнадцати лыжников, двенадцать из которых имеют по одной палке в руке, и фигура лыжника на буксире. Возраст найденного у берегов Северного ледовитого океана наскального рисунка лыжника с топором - его в шутку называют первым биатлонистом - археологи определяют в 12 тыс. лет.

Окаменелые лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями, найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.

Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953 г.) в древнем Новгороде в слое первой половины ХIII в. Длина лыжи 1 м 92 см, ширина в среднем 8 см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3 см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5 см.

Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, был поражен лыжами, применяемыми нашим народом. В 1617 г. он писал: «Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться». В отличие от русских, остердальские лыжи скандинавского типа имели разную длину и были тихоходными. При движении на них викинги скользили только на длинной левой лыже, а короткая правая служила для отталкивания.

Первые письменные сведения о применении ступающих лыж содержатся в трудах древнегреческого историка Ксенофонта. Описывая свой поход в Малую Азию в 401 г. до н.э., он сообщает, что армяне для ходьбы по снегу в горах Кавказа использовали привязанные к ногам круглые деревянные дощечки, по-нашему - ступающие лыжи. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII вв. н.э. Готский монах Жорданес в 552 г., историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770 г., Верефрид в конце VII в. дали подробное описание использования лыж в быту, как средства связи, и в труде, главным образом, на охоте.

За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу, естественно, больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи.

Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.

Интересную историю имеют и палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.

Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъеме в гору. Имеются данные, говорящие о том, что северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов, костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи.

Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление – жёлоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась «круглой» и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем – металлическими кантами.

Первые документальные упоминания об использовании скользящих лыж появились в VI-VII вв. Готский монах Жорданес в 552 г. в своей книге упоминает о «скользящих финнах». Подобные данные приводятся в этот же период византийским писателем Прокопом, греческими историками Иорнадом (VI в.), Диаконом (770 г.) и другими древними авторами. Они подробно описывали лыжи и их использование северными народностями в быту и на охоте. Наиболее подробно описаны лыжи и их применение в быту, на охоте и в военном деле в книге изгнанного из Швеции и бежавшего в Норвегию епископа Олафа Магнуса (Олаф Великий). В его книге «История северных народов», вышедшей в Риме в 1555 г., дается не только описание, но и публикуются гравюры, изображающие лыжников.

У северных народов (ненцев, остяков, вогулов и др.) лыжи широко применялись в быту и на охоте. «Саамы (лопари), ненцы, остяки бьют диких оленей, волков и других подобных зверей больше дубинами, потому что на лыжах свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко скользящего на лыжах человека», - пишет Магнус.

Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.

Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.

В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга, заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

По свидетельству историков, первые лыжные соревнования состоялись в 1844 году в норвежском городе Тремсее. На заре лыжного спорта лыжи равнинные мало чем отличались от горных, и соревнования нередко, кроме бега по равнине, включали спуски со склонов окрестных гор и прыжки с трамплина.

Лы́жи - приспособление для перемещения человека по снегу . Представляют собой две длинные (150-220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

История

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Основатель Норвегии легендарный Нор пришел к фьордам по «хорошей лыжне» .

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособления, увеличивающие площадь опоры ног и тем самым предотвращающие проваливание под снег. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Епископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека» .

Второй возможный вариант возникновения лыж - их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению - для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п.. Это и определяло их тогдашние пропорции - они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга , заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Материалы и технологии

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX-XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж - не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным - индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази .

Процесс скольжения и смазка

На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне - самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно изменять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что, в свою очередь, влияет на толщину водяной плёнки.

Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 °С. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 Н·м, у обычных парафиновых мазей 0,029 Н·м, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 Н·м, - эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи - при нескольких градусах мороза (0-4 °С). Скольжение в этих условиях - больше гидродинамика , чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе - акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда, этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается - сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 °С эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, - вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще - она должна быть твёрже снега.

Нанесение смазки - процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая и не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» - больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, - при этом удаляется до 99 % мази; остающейся на лыже хватит на 5-15 км. Хотя результат заметен сразу, но только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов, и эффект этот полностью отсутствует на сильном морозе. К тому же профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются). Без натирания щётками ту же работу сделает снег через пару километров.

Простой способ оценить качество скольжения - съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи, - объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

Горные лыжи

Горнолыжные крепления - эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений - способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

  1. Горнолыжные крепления телемарк - похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк .
  2. Крепления skitour - промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
  3. Прыжковые крепления - модификация креплений для прыжкового спорта.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: