Велодорожки правила движения. Российские строительные нормы по велодорожкам

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов . При беглом просмотре текста может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил " ". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство , транспортное средство и водитель . Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов , включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления , сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда , у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления . Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд .

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2019 и 2020 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2020 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2019 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
...
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет .

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию .

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Что касается знака 3.9 "Движение на велосипедах запрещено". В правилах по поводу этого знака есть следующий абзац:

Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Т.е. если знак установлен справа от проезжей части, то движение по всей проезжей части запрещено.

ГОСТ Р 52289-2004 дает следующую информацию по поводу знака 3.9:

5.4.29. Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств. Перед боковыми выездами на дорогу знаки применяют с одной из табличек 8.3.1 - 8.3.3.

Никакой дополнительной информации по этому знаку в нормативных документах нет.

Если придерживаться общих принципов установки запрещающих знаков, то они запрещают движение слева от себя. То есть, если справа от знака есть тротуар, то ехать по нему можно.

Сложность может возникнуть в том случае, если тротуар прилегает вплотную к проезжей части, а столбы установлены справа от тротуара. В этом случае знак находится справа от всей дороги и возникает непонятная ситуация. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией на практике, то имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой разъяснить порядок движения или изменить схему движения на данном участке дороги.

Удачи на дорогах!

Алексей-464

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

В Вашем комментарии сказано, что практически нигде нельзя поворачивать налево. Почему? Данное направление - это поворот налево или разворот. Если на проезжей части по 3 полосы в каждом направлении, а поворот налево (и разворот, если не запрещен) разрешен только из левой полосы, где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы? В этом направлении только из одной полосы. Или правила криво написаны, или читающие их не понимают, что написано. Прочтите внимательно. Для тех, кто поворачивает налево, направление прямо или направо не является данным. Оно вообще для него отсутствует, он туда не едет.

где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы?

Пункт 24.2 запрещает отъезжать от правого края ПЧ, если движение осуществляется по проезжей части.

Данное направление - это поворот налево или разворот

Нет, такое направление в ПДД называется "намеченное направление движения" (см. "проезд перекрёстков": "выехать в намеченном направлении"). "Полосы данного направления" имеются в виду все полосы для движения вперёд, неважно вперёд-налево, вперёд-прямо или вперёд-направо. "Полосами данного направления" не являются только "полосы встречного направления" и разделительная полоса, да на перекрёстках есть ещё пересекаемые.

Дмитрий-484

Бархударов, вы правы - ПДД для велосипедистов написаны людьми, которые не только не ездят на велосипедах но и судя по всему ненавидят велосипедистов. В первую очередь все сделано для автомобилистов, потому что сильнейшие и богатейшие в первую очередь автомобилисты. Уже ходят слухи что и права для велосипедистов введут. Вместо того чтобы приструнить обнаглевших до предела автомобилистов, которые не только массово нарушают права, но и в ряде случаев сознательно стараются подставить велосипедиста - подрезают, не включают сигнал правого поворота.

Дмитрий-484

Или чего стоит спешивание при переезде на зеленый свет на регулируемом перекрестке, тратить кучу времени на остановку, переход пешком и повторный разгон. А все потому что автомобилисту, который поворачивает на зеленый лень оторваться от телефонного разговора, лень снизить скорость и внимательно посмотреть есть ли кто-то на зебре. Он еще и наоборот, увидев неспешившегося велосипедиста не только не пропустит его, а приударит педаль газа!

Какие-то уточнения есть про езду на велосипедах в подземных переходах и на мостах надземных переходов? Часто вижу, что ездят, особенно по новым пандусам для колясок с детьми и инвадидов, и для тех, кому трудно идти по лестницам. Такие пандусы буквой П, и часто за поворотам ни пешеход не видит велосипедиста, ни велосипедист не видит женщину с коляской.

Здравствуйте! Про спешивание на регулируемом перекрестке, о котором писали пару постов назад, честно говоря не нашел. Но я про другое хотел спросить.

1. Требование п. 24.2 двигаться по правому краю означает ли обязательность движения направо, если знаки/разметка из правой полосы разрешают только направо? Судя по контексту п. 24.8 и 8.5 наверное нет. Ведь 24.8 не запрещает налево на однополосных дорлгах, а 8.5 требует занять крайнее положение, не полосу, а именно положение. Т. е. допускается выезд от правого края при необходимость, а значит и перестраиваться в полосу, с которой можно прямо, если с правой только направо.

2. П. 24.2 разрешает движение по обочине лишь при невозможности движения по правому краю ПЧ, хотя для мопедов и гужевых повозок сохранилась старая формулировка "допускается движение по обочине, если это не создаст помех пешеходам". Не лучше бы было сохранить подобное в п. 24,2,

«Родники традиций» напоминают всем, кто использует велосипед для путешествий и экскурсионных поездок, и просто любит кататься на нем, а также всем водителям и пешеходам , что 8 апреля 2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 г. №221, вступают в силу изменения в Правила дорожного движения.

Новшества в законодательстве направлены на повышение безопасности велосипедистов и пешеходов. Для Москвы, где в последнее время начали активно пропагандировать велосипедный транспорт, эти нововведения очень актуальны.

Они касаются не только организации дорожного движения велосипедистов , нои непосредственно затрагивают обязанности автомобилистов!

Обращаем внимание автомобилистов на один важный момент. Теперь водителей обязали при повороте как направо, так и налево, пропускать велосипедистов, пересекающих проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (п. 13.1 ПДД). Раньше такое требование имело силу только в случае, если велосипедист движется по велодорожке. Можно сказать, что этот пункт правил почти не работал, поскольку и велодорожек почти не было. Статья в новой редакции, обязывает пропустить велосипедиста и в том случае, если он двигается по краю проезжей части или по обочине. Это изменение для велосипедистов очень существенное. Тот, кто ездил на велосипеде по Москве, знает, как бывает опасно проезжать по участку шоссе, где есть «скоростной» съезд с трассы. А на всех вылетных магистралях таких съездов много, а велодорожек нет. В отличии от перекрестков, где водителю, чтобы повернуть, приходится почти остановиться, на съездах с магистралей автомобили съезжают с трассы, почти не сбрасывая скорость. Теперь Правила акцентируют внимание водителя на необходимость пропустить велосипедиста . Это, конечно, не избавляет самого велосипедиста быть внимательным и ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

Изменения в Правилах дорожного движения

Ввели определение велосипедиста:

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом."

В определении «велосипеда» появилось упоминание об электроприводе. Причем, если мощность электродвигателябудет больше 0,25 кВт, то такой велосипед приравнивают к мопеду:

«Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.";

«Мопед»- двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт."

Разделили понятие «велодорожка» и «полоса для движения велосипедов»:

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.";

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения навелосипедах ина мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой."

Теперь узаконили возможность объединять велосипедную и пешеходную дорожки в одну. Для велопешеходной дорожки утвердили новые знаки.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.";

Для велопешеходной дорожки должны утвердить новые знаки. Возможно они будут выглядеть вот так::

В новых ПДД требования к движению велосипедистов выделены в отдельную главу вместе с требованиями к водителям мопедов, причем, большая часть этой главы посвящена велосипедистам:

24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части – в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств."

В п. 24.2 теперь чётко прописано, в каких случаях допускается движение велосипедистов по краю проезжей части, а в каких — по тротуару и пешеходной дорожке. В этой связи любопытно вспомнить, что двадцать лет назад запрещалось движение по тротуарам на велосипеде - велосипедисту разрешалось ехать только по велодорожке или по дороге, не далее 1 м от края проезжей части. Учитывая, что велодорожек тогда не было, то оставалась только проезжая часть. В результате, когда на дороге было полно автотранспорта, а рядом свободный тротуар, где нет ни одного пешехода, велосипедисту приходилось решать дилемму - создавать помеху движению автомобилей, соблюдая правила, или подчинится здравой логике и в нарушение ПДД съехать на тротуар. Составители тех ПДД, которые действовали все последние годы, решили эту проблему своеобразно - в них, в главе, посвященной движению на велосипедах, вообще не упоминалось слово «тротуар». Подразумевалось, что действует общий запрет на движение транспортных средств по тротуарам.

Разработчики новых ПДД приблизили документ к реальной жизни, - ура?

12. По полосам для велосипедистов запрещено движение всех транспортных средств, кроме мопедов. По пешеходным и велопешеходным дорожкам запрещено движение всех транспортных средств.

Требования к движению велосипедистов и водителей мопедов существенно изменены, поэтому привожу здесь сразу весь новый текст Раздела 24 ПДД:

"24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств".

Оригинал взят у alex_maisky в Велосипедная дорожка (cycle track)

Как и в предыдущем посте про велодорожки (там же, кстати, приводится и список полезных источников) начнем с международных определений. В международной конвенции о дорожном движении про велодорожки написано так:

“Cycle track” means an independent road or part of a road designated for cycles, signposted as such. A cycle track is separated from other roads or other parts of the same road by structural means.

Термин "велосипедная дорожка" означает отдельную дорогу или часть дороги, предназначенную для велосипедистов и обозначенную соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги.

Немного истории

В Голландии велосипеды появились в 1870 г. и быстро стали основным видом транспорта. К 1920 году их доля в транспортном потоке составила 75%. Конфликты велосипедистов с другими участниками дорожного движения — всадниками и пешеходами, в доавтомобильную эпоху тоже были обычным делом. Поэтому уже сто лет назад звучали предложения разделить дорожное пространство на обособленные секции для разных видов транспорта и пешеходов.

На заре прошлого века велосипед был очень модным и популярным развлечением в США. 1 января 1900 (!) года в Калифорнии была открыта первая часть Пасадена-Лосанжелесской платной прогулочной веломагистрали . По проекту велодорожка должна была протянуться на 10 км и соединить Пасадену, тогда еще пригород Лос-Анжелеса, с городским районом Хайлэнд Парк. Открытая в 1900 году часть имела в длину 2 км, была вымощена сосновыми плитками, и освещалась в темное время суток. Проезд по дорожке стоил 10 центов в один конец, 15 — туда и обратно. Из-за падения популярности велосипеда, владельцы веломагистрали отказались от дальнейшего строительства, а через несколько лет разобрали и уже построенную часть.


Появление и начало массового производства автомобилей в конце 19 - начале 20-го века быстро изменило соотношение сил на дороге. В Германии в 1920-30 годы автопромышленное лобби пыталось изгнать велосипедистов с дорог. Причем, заметьте, тогда никто не называл дороги автомобильными. Это были просто дороги и просто улицы. В те же годы в Англии сторонники велосипедного движения пытались сделать то же самое с автомобилями — запретить им ездить по обычным дорогам и улицам, изгнать их в резервации — на специальные автомобильные дороги, которые, правда, еще нужно было построить. Пока автомобилей было немного, это казалось вполне возможным. Но и на континенте, и в Англии довольно быстро победили автомобилисты. С весьма простой и демократической идеей — с идеей свободного пользования общественными дорогами.
Велодорожки, проходящие вдоль проезжих частей улиц, в Англии планировали строить еще в 1920-ых годах. Но английский клуб велотуризма (Cyclist’s Touring Club) тогда выступил против этого, опасаясь, что велосипедистам придется платить дополнительный налог в счет постройки велодорожек, и в итоге до 1970-ых годов велодорожки в Англии почти не строили.

История появления велопешеходных дорожек восходит к послевоенной Швеции. Исследовательская группа SCAFT из Технического университета Чалмерса разработала руководство по городскому планированию , которое оказало значительное влияние, как минимум, на североевропейские страны. Данный документ предлагал отделить моторизованное движение от немоторизованного везде, где это возможно. Пешеходы и велосипедисты при этом считались гомогенной группой, и дорожки для них предлагалось строить по одинаковым принципам, или даже совмещать их на одних и тех же дорожках. Поэтому сейчас больше всего совмещенных пешеходно-велосипедных тротуаров можно наблюдать именно в Швеции и Финляндии. Под влиянием этого руководства была построена обширная велосипедная сеть в Хельсинки.

В Германии к концу 1960 - началу 70-ых число велосипедистов значительно сократилось, и велодорожки “за ненадобностью” стали застраиваться автомобильными парковками. К этому времени автомобиль стал основным средством транспорта в европейских странах. Даже в такой велосипедной стране, как Голландия, строительство велодорожек практически прекратилось.
Начало велосипедного возрождения в европейских странах связывают с ухудшением экологической обстановки из-за автомобилей и нефтяным кризисом 1973 года. В Голландии к этому также прибавилось большое количество жертв среди детей и велосипедистов, погибших из-за автомобилей. В результате уже в 1978 г. в плане транспортного развития Амстердама приоритет был возвращен велосипеду и велосипедной инфраструктуре.
Видеоролик Марка Вагенбура о том, как развивалась велоинфраструктура в Нидерландах, переведенный на русский язык активистами из Let’s bike It (или Владимиром Злоказовым , я так и не понял, чья это заслуга:) дает отличное представление об этом переломном моменте:

Примеру Голландии затем последовали Дания, Германия, Англия, другие европейские страны, США и Канада. Сети велодорожек активно развиваются в городах Бразилии, Чили, Аргентины, в Китае, Малайзии и Индонезии.
В общем, Голландия сейчас — наиболее развитая в отношении велосипедной инфраструктуры страна. А Россия отстает от нее как минимум на 50 лет.

Разновидности

Велодорожки (cycle track ) — очень обобщенное название. На самом деле велодорожки бывают разные — синие, зеленые, красные. Без шуток, для велодорожек часто используют окрашенное дорожное покрытие, и обычно именно таких цветов.

Велодорожками называют как городские велодорожки, расположенные с обеих сторон улиц, так и совершенно самостоятельные велодороги, проложенные вдалеке от автомобильных дорог, и все промежуточные разновидности. В случае, если велодорожка проходит рядом с автомобильной дорогой или улицей, велодорожка почти всегда размещается между проезжей частью и тротуаром. Дело в том, что пешеходы стремятся держаться дальше от автомобилей, и если расположить велодорожку за тротуаром, пешеходы будут часто оказываться на велодорожке.

Велодорожки обычно различаются по нескольким основным признакам:


  • связь с автомобильными дорогами — расположена ли дорожка в границах улицы или в пределах полосы отвода дороги, или является самостоятельной велодорогой, не привязанной к автомобильным дорогам;

  • количество направлений движения — движение одно- или двухстороннее;

  • обособление от проезжей части — по горизонтали: велодорожка может быть расположена ли в пределах проезжей части, примыкать к ней или отделяться газоном; по вертикали: велодорожка может располагаться в уровне проезжей части, в уровне тротуара, или в промежуточном уровне.

Чаще всего встречаются такие варианты:

Велодорожка в Амстердаме

Велодорожки с односторонним движением, расположенные по обеим сторонам проезжей части на городской улице . Это самый обычный, типичный cycle track (по-американски их еще иногда называют более однозначно — bicycle sidepath ). Такие велодорожки составляют основы велосетей в Голландии и Дании. В Нью-Йорке велодорожкой считается полоса, расположенная в уровне проезжей части, но отделенная от автомобильных полос парковочной полосой и буферной зоной.
Основные проблемы на боковых велодорожках, даже в велосипедных странах, создают припаркованные на них автомобили.
А при проектировании и строительстве сложности обычно представляют автобусные остановки, и места, где велодорожки соединяются с другими элементами дорожной инфраструктуры — выходят на перекрестки, на мосты или переходят в велополосы. На участках, где велодорожка проходит рядом с автобусной полосой или переходом, необходимо предусматривать безопасные способы пересечения велосипедного и пешеходного трафика. Желательно оставлять для пешеходов место слева от велодорожки, где они могли бы ожидать автобуса или возможности перейти улицу. Если такого пространства нет, пешеходы, выходящие из автобуса, попадают сразу на велодорожку, создавая помехи велосипедному трафику.

Велодорожка с двухсторонним движением, проходящая вдоль улицы или дороги (two way cycle path) . В крупных городах такие велодорожки встречаются нечасто, они более обычны в пригородах, в небольших поселках и на загородных трассах. К такой велодорожке обычно примыкает тротуар или же она сама служит для прохода пешеходов.
Такие велодорожки, как правило, делают:


  • если дорога имеет много примыканий второстепенных улиц с одной стороны. Велодорожку тогда можно проложить с другой стороны, чтобы велосипедистам не надо было часто пересекать второстепенные дороги. Типичный пример такой ситуации — набережные;

  • на улицах, где точки интереса расположены преимущественно с одной стороны. Здесь разумнее расположить велодорожку именно с этой, представляющей интерес, стороны, чтобы велосипедистам не приходилось пересекать дорогу у каждого пункта назначения;

  • на улицах с односторонним движением, где нужно организовать движение на велосипедах в обоих направлениях. Здесь вроде все понятно. Альтернатива велодорожке с двухсторонним движением — отдельные велодорожки по обе стороны улицы, но проблема в том, что водители, выезжающие со дворов и второстепенных проездов на улицу с односторонним движением, не ожидают встретить велосипедистов, движущихся навстречу потоку.

Пример из Нью-Йорка показывает, что на улице с односторонним движением, имеющей к тому же множество примыканий с одной стороны, такая дорожка вполне уместна:

В Санкт-Петербурге примером такой велодорожки может быть дорожка, идущая вдоль проспекта Луначарского.

Самостоятельная, не привязанная к автодороге, велодорожка с двухсторонним движением . Это уже полноценная велодорога, она может даже иметь свой троуар. Если тротуара нет, что обычно бывает в местах с небольшим пешеходным и велосипедным трафиком, пешеходы все равно могут пользоваться такой дорожкой. Европейский гайд по развитию велоинфраструктуры PRESTO предлагает для ознозначности называть такие велодорожки solitary cycle track , изолированная велодорожка . Также часто используется название cycle path , особенно если речь идет о загородных рекреационных дорожках. В российских ГОСТах такие велодорожки называют изолированными.
Примером такой велодорожки может служить дорожка в Муринском парке. Только не та, что идет вдоль проспекта Луначарского, а та, что проходит рядом с ручьем и прудами.

Дорожки, по которым разрешено движение и пешеходам, и велосипедистам по-английски называют shared-use path . В некоторых источниках так называют и тротуар с велополосой для велосипедистов, и велопешеходные дорожки без разделения пешеходного и велосипедного движения. Если говорить строго, дорожками для совместного использования (shared-use paths ) следует называть только велопешеходные дорожки без разделения движения. Если же на дорожке или тротуаре есть разметка, разделяющая пешеходов и велосипедистов, то это уже смежные полосы движения (adjacent paths ).

Велодорожки, особенно если они примыкают к проезжей части или тротуару, часто отделяются от них бордюром. Бордюр очень важен — он служит визуальной и физической границей велосипедной территории. Он должен быть достаточно высоким, чтобы не дать автомобилям заезжать на велодорожку, но в то же время достаточно низким, чтобы не мешать педалированию. Поэтому для таких случаев есть нормы и на высоту бордюра.
Также разные части дороги часто делают из разных материалов. Тротуар, пешеходную территорию — мостят брусчаткой, проезжую часть делают из обычного асфальта, велодорожку — из окрашенного. В Дании такое разделение воспринимается жителями настолько естественно, что там часто обходятся без специальной разметки и дорожных знаков.

Велодорожки в разных странах

Голландия
Велосипедные дорожки, физически обособленные от проезжей части и от пешеходной территории — основа велосети в Голландии. В стране проложено более 30 тысяч километров велодорожек (по разным источникам — от 29 до 37 тысяч км). Велополос на проезжей части, для сравнения — “всего” 5.5 тысяч км. Чтобы масштаб был понятнее, напомню, что по площади Голландия — это половина Ленобласти, а живет там 16 млн человек — в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге и Ленобласти. В Ленобласти велодорожек нет вовсе, а в Санкт-Петербурге их едва ли наберется больше 40 км.

Дания

Типичная велодорожка в Копенгагене

В Дании велодорожки тоже составляют основную часть велосипедных путей. Датские гайды и мануалы по проектированию велодорожек предусматривают, что дорожка для одностороннего движения, проходящая вдоль проезжей части, должна иметь ширину 2.2 метра (минимальное значение — 1.7 м). Если велодорожка расположена на “пешеходной территории”, на тротуарном полотне, то рекомендуется делать ее уже — 1.7 м, но не менее 1.5 м.
На улицах с большим велосипедным трафиком рекомендуется делать дорожки такой ширины, которая позволила бы двум велосипедистам ехать рядом, и при этом обеспечивала возможность обогнать их — 2.8-3.0 м. Возможность ехать или идти рядом очень важна, так как она превращает утилитарную инфраструктуру в пространство для общения.
Если велодорожка отделена от проезжей части и тротуара бордюром, нормирована и высота бордюра. Со стороны дороги — 7-12 см, со стороны тротуара 5-9 см. Бордюры нужны, чтобы не пускать автомобили на велосипедную дорожку, велосипеды на тротуары, а пешеходам показать, что велодорожка — не их территория.
Велодорожки с двухсторонним движением, должны иметь ширину 3 м, но не менее 2.5 м.

Англия
Те велодорожки, что я видел в Англии, были либо велополосами яркого красного цвета на тротуаре, либо дорожками с двухсторонним движением, проходящими в обход крупных улиц по жилым кварталам и паркам. Классический европейский вариант, когда по обеим сторонам проезжей части проходят велодорожки для одностороннего движения, обособленные и от дороги, и от тротуара — для Англии скорее редкость. Я, во-всяком случае, таких не видел.
Однако в гайдах и мануалах они предусмотрены. Предусмотрены даже такие варианты, когда по обеим сторонам дороги проходят велодорожки с двухсторонним движением — это для очень широких и загруженных дорог, чтобы велосипедистам не приходилось два раза пересекать проезжую часть.
Велодорожки, отделенные от тротуаров, проектируются в расчете на скорость движения 15 миль в час (примерно 24 км/ч), на совмещенных велопешеходных дорожках (как правило, это дорожки в парках или за городом) расчетная скорость движения — 10 миль в час (~16 км/ч).
Встречные полосы движения на двухсторонних дорожках разделяются прерывистой линией. А направление движение указывается только изображением велосипеда, развернутым в ту или иную сторону.

Велодорожки, примыкающие к проезжей части, должны быть отделены от нее буферной зоной шириной не менее 0.5 м, а если разрешенная скорость движения по дороге составляет 40 миль в час (64 км/ч) или более, ширину буферной зоны рекомендуется увеличивать до 1 м.
Предусмотрены следующие нормы по ширине велодорожек (в соответствии со стандартами по проектированию велосипедной инфраструктуре в Лондоне):


  • велодорожка с односторонним движением — рекомендуемая ширина 2 м, минимальная 1.5 м;

  • велодорожка с двухсторонним движением — рекомендуемая ширина 3 м, минимальная 2 м;

  • велопешеходная дорожка — рекомендуемая ширина 3 м, минимальная 2 м;

  • если велодорожка (или велопешеходная дорожка) проходит вплотную к стене, забору, изгороди и т.п, 0.5 метра следует добавить к общей ширине за каждую сторону, ограниченную таким образом.

США

Велодорожки в городе желтых такси


В гайде NACTO американские велодорожки разделяются на три типа:

  • велодорожки с односторонним движением, находящиеся на уровне проезжей части, и отделенные от нее буферной зоной, ограничительными столбиками, парковочной полосой или другими преградами;

  • велодорожки, расположенные выше уровня проезжей части — либо в уровне тротуара, либо имеющие промежуточный уровень между проезжей частью и тротуаром. Могут быть односторонними или двухсторонними;

  • велодорожки для двухстороннего движения, расположенные по одну сторону от автомобильной дороги. Могут располагаться в уровне проезжей части или быть приподняты над ней.

Велодорожки первого типа должны иметь минимальную ширину 1.5 метра (5 футов), а на участках с оживленным велосипедным движением или подъемом в гору — 2.1 м (7 футов).
Велодорожки второго типа рекомендуется делать шире — около 2 м (6.5 футов) в основной части и не менее 1.5 м на перекрестках. Разница в уровне с проезжей частью должна составлять от 2.5 до 15 см, а с тротуаром — от 0 до примерно 13 см. При этом отмечается, что бо́льшая разница в уровне с проезжей частью препятствует незаконной парковке автомобилей на велодорожке, а бо́льшая разница в уровне с троутаром снижает число конфликтов с пешеходами.
Велодорожки для двухстороннего движения рекомендуется делать не уже 3.6 м, хотя на отдельных участках допускается уменьшать ширину до 2.4 м. Разделительная линия на таких велодорожках, как правило, желтая и прерывистая. Отмечается, что она нужна не только для разграничния полос движения, но и для того, чтобы сделать велодорожку визуально непохожей на тротуар.
Буферная зона, отделяющая велодорожку от парковочных полос, должна иметь ширину не менее 90 см (3 фута), чтобы исключить возможность столкновения велосипедиста с открывшейся дверью автомобиля. Если велодорожка отделена от движущегося потока автомобилей парковочной полосой, то на подъезде к перекресткам парковка должна быть запрещена для обеспечения видимости велосипедистов.

Также в Северной Америке есть и велодорожки, как правило, рекреационные, расположенные вне улично-дорожной сети — полноценные велодороги такого примерно вида:

Ширина велодорожек в разных странах
Для удобства сравнения собрал все перечисленные только что цифры в табличку. Ширина приведена в метрах. За внешний вид таблицы прошу меня простить, в этом ЖЖшном шаблоне у меня никак не получается сделать рамки:(

Гайды PRESTO по поводу ширины дорожек для совместного использования рекомендуют, если позволяет ширина, делать дорожки/тротуары с совместным движением пешеходов и велосипедистов — совместным, но не смешанным, т.е. с отдельными полосами для пешеходов и тротуаров. Общая рекомендуемая ширина таких дорожек должна составлять 4 м, минимальное значение — 3 м. Если же места недостаточно, а объем трафика относительно невелик (не больше 100 пешеходов в час на каждый метр ширины тротуара), можно смешать велосипедистов и пешеходов — сделать велопешеходную дорожку без разделения движения. Для нее достаточно 3 м ширины, минимум — 2 м.

Не могу удержаться от шпильки в адрес предложений НИПИграда по развитию велодвижения в Санкт-Петербурге , при всем уважении к М. Л. Петровичу и его команде. Авторы этого документа (в сети, к сожалению, можно найти только отдельные его страницы) разработали обширную классификацию велодорожек. Но почему-то независимо от расчетной скорости движения и категории велодорожки ширина полосы движения в их предложениях всегда составляет 1 метр.

Велодорожки в России

Что говорят нам российские ГОСТы, СНиПы и ПДД про велодорожки?
На самом деле это довольно скучный раздел. Но копаться в ГОСТах и СНиПах самостоятельно еще скучнее. Его можно смело пропустить. Но для полноты картины я все же приведу разделы наших нормативных документов, относящиеся к велодорожкам.

Правила дорожного движения РФ:

В ПДД велосипедные дорожки редко, но упоминаются. Есть даже несколько знаков, указывающих на существование велодорожек. Это, собственно, знак 4.4. “Велосипедная дорожка” и знак 1.24 “Пересечение с велосипедной дорожкой”. Возможно, скоро появится знак “Конец велосипедной дорожки”, которого сейчас очевидно не хватает, потому что вместо него используется знак 3.9 “Движение на велосипедах запрещено”.
Пункт 24.4 ПДД предписывает:


на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге .

СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений:

Согласно этому СНиПу велосипедные дорожки относятся к “улицам и дорогам местного значения”, основное назначение велосипедных дорожек — “проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах — связь в пределах планировочных районов ”.
Велосипедные дорожки бывают обособленные и изолированные . Об этом говорит таблица 8. Приведу ее часть, относящуюся к велосипедным дорожкам:

Предусмотрены даже четырехполосные велодорожки. Обратите внимание, что ширина полосы движения на велодорожке не может быть меньше 1.5 метров.
Смешно в этом СНиПе то, что “11.5 Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8, сельских поселений - по таблице 9 ”, однако в таблице 9 нет ни строчки про велодорожки. То есть, в российских деревнях велодорожки не предусмотрены.

Что такое обособленные и изолированные велодорожки, понятно из пункта 11.7:


На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

  • до проезжей части, опор, деревьев — 0,75

  • тротуаров 0,5

  • стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта 1,5

Примечание — Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

Про изоляцию от пешеходного движения составители документа, конечно, слукавили. Ведь, там, где нет тротуара, пешеходам разрешено идти по велодорожке. Поэтому везде, где есть большой велосипедный или пешеходный трафик, велодорожка должна иметь отдельный тротуар для пешеходов. На упомянутой выше велодорожке на пр. Луначарского его нет, и это очень сильно снижает удобство пользования этой дорожкой и для велосипедистов, и для пешеходов.

СНиП 2. 05.02-85 «Автомобильные дороги» (вероятно, этот документ скоро может сменить название на Сводом правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги):

Тут есть целый раздел про велосипедные дорожки и тротуары. К велодорожкам тут относятся следующие пункты:


4.37. Велосипедные дорожки следует проектировать вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог на участках, где интенсивность движения достигает не менее 4000 прив.ед./сут, а интенсивность велосипедного движения или мопедов за первые пять лет эксплуатации дорог будет достигать в одном направлении 200 велосипедов (мопедов) и более за 30 мин при самом интенсивном движении или 1000 единиц в сутки.
Велосипедные дорожки, как правило, надлежит проектировать для одностороннего движения шириной не менее 2,2 м на самостоятельном земляном полотне, у подошвы насыпей или за пределами откосов выемок, а также на специально устраиваемых бермах (в исключительных случаях — на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части).
Однополосные велосипедные дорожки, как правило, следует располагать с наветренной стороны дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры), а двухполосные - по обеим сторонам дороги.
В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине. В этих случаях обочины следует отделять от проезжей части бордюром высотой 0,20 - 0,25 м, а дорожки располагать на расстоянии не менее 0,75 м от вертикальной грани бордюра.
4.38. Покрытия велосипедных дорожек следует предусматривать из материалов обработанных вяжущими, а также из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, горелых пород и шлака, а при отсутствии этих материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании — из асфальтобетона и цементобетона.

И еще один пункт из раздела про охрану окружающей среды:


12.22 Во избежание нарушения путей сообщения местных жителей, увеличения временных затрат на дорогу к местам работы, отдыха и пунктам медицинского обслуживания, расчленения сельскохозяйственных угодий, ухудшения условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, велосипедистов, пешеходов, прогона скота предусматривают устройство подъездов к населенным пунктам, пешеходных и велосипедных дорожек, а также сооружений для связи разобщенных территорий. При сооружении новых дорог категорий I - II рассматривают варианты отказа от совмещения их с местными дорогами попутного движения.

Примеры велодорожек

В Википедии приведен список велодорожек в городах России.
Список, как мне кажется, соответствует действительности. И это печально. Само существование этого списка говорит о том, что велодорожка в России — вещь редкая и диковинная. Кстати, в Петербурге пять лет назад было принято постановление о развитии сети велодорожек. И если бы оно было реализовано, в Питере сейчас было бы больше велодорожек, чем во всей остальной стране. Сравните список из википедии с приложением к этому постановлению.

Влияние на трафик

Час пик на велодорожках Копенгагена

Большинство велосипедистов считают, что велодорожки лучше велополос, и что они предлагают более высокий уровень сервиса. Сооружение велодорожек приносит наибольший прирост велосипедного трафика. Исследование, проведенное в Дании, показало, что сооружение 25 километров велодорожек на 10 дорогах привело к росту количества велосипедистов на этих дорогах на 37%. На городских улицах сооружение велодорожек приводит даже к уменьшению автомобильного трафика — в Копенгагене, например, сооружение велодорожек сопровождалось увеличением велосипедного трафика на 20% и уменьшением автомобильного на 10%.

Также датчане докладывают, что прокладка велодорожки способствует уменьшению скорости как автомобильного, так и велосипедного трафика. Скорость движения автомобилей снижается в среднем на 1-5 км/ч, велосипедистов — на 1-2 км/ч. С велосипедистами все понятно — на дороге чем меньше твоя скорость отличается от скорости потока, тем лучше, поэтому многие стараются ехать быстро. На велодорожке же велосипедисты чувствуют себя безопаснее и расслабленнее, потому и едут медленнее. А вот каким образом велодорожки, расположенные вне проезжей части, замедляют движение автомобилей, можно только гадать. Предположу, что при строительстве велодорожки уменьшается ширина полос для движения автомобилей.

Безопасность

Споры о влиянии велосипедных дорожек на дорожную аварийность начались еще до того, как появились велодорожки, и продолжаются до сих пор. Имеются свидельства как в пользу того, что с появлением велодорожки на улице число аварий с участием велосипедистов увеличивается, так и обратные данные.

Датские исследования показывают, что появление велодорожек вдоль автострад снижает велоаварийность вдвое. Однако появление велодорожек на городских улицах приводит к увеличению велосипедной аварийности — в Копенгагене, например, число аварий возрастает на 10%. Примерно похожие цифры приводят исследователи и из других стран. В то же время, есть данные, демонстрирующие, что хотя количество аварий остается неизменным или даже растет, снижается тяжесть травм у пострадавших.

Наезд автомобиля на попутно движущегося велосипедиста не относится к числу наиболее частых аварий. Но на такие аварии приходится немногим менее 40% случаев гибелей велосипедистов (это данные из Англии). Вероятность летального исхода возрастает с увеличением скорости движения автомобилей. Поэтому на улицах и дорогах с большей разрешенной скоростью необходимо большее обособление велосипедного и автомобильного трафика. Внутри жилых кварталов, где разрешенная скорость составляет 20-30 км/ч, необходимости в отдельной велоинфраструктуре почти нет. На улицах с лимитом скорости 40-50 км/ч достаточно велополос. На дорогах с большими скоростями желательно выделять обособленные велодорожки. Так что нет ничего удивительного, что наибольший эффект велодорожки дают именно на загородных трассах.

В городах появление велодорожек приводит не столько к снижению или увеличению числа велосипедных аварий, сколько к их перераспределению. Значительно снижается количество аварий на перегонах и вырастает аварийность на перекрестках. Что, в общем, вполне объяснимо. Ведь на перегонах велодорожка отделена от проезжей части, а на перекрестках они пересекаются.
В Петербурге, где велодорожек по сравнению с Копенгагеном почти нет, на перекрестках случается около 40% аварий с участием велосипедистов, на перегонах — почти 60%. В Дании соотношение обратное — на перекрестки приходится около 2/3 аварий.
На самом деле, если принять во внимание протяженность перегонов и перекрестков, становится очевидно, что перекрестки — это такие своеобразные концентраторы аварийности.
Важный фактор безопасности на перекрестке — это условия видимости. Вблизи перекрестков велодорожки не должны быть скрыты от автоводителей припаркованными автомобилями, кустами на газонах, рекламными стендами и прочими преградами.
Влияние собственно велодорожки на рост аварийности заключается в том, что езда по ней не требует такой концентрации внимания, как езда по проезжей части. Перекрестки же, напротив, требуют повышенного внимания. При выезде на перекресток велосипедисты не успевают сконцентрироваться.

Интересным доводом против велодорожек, является тот факт, что хотя с ростом объема велосипедного движения на проезжей части количество аварий с участием велосипедистов увеличивается, общее количество ДТП уменьшается. То есть, велосипедисты являются своеобразным средством успокоения трафика. Чем больше велосипедистов на дороге, тем меньше скорость потока и тем внимательнее едут автоводители.
На основе этого факта действуют улицы со смешанным движением, где все — автомобили, велосипедисты и пешеходы движутся по единому пространству, не разделенному на проезжую часть, велодорожку и тротур. Но на таких улицах скорость движения, как правило, ограничена, а объем автомобильного трафика невелик. На улицах же с высокой скоростью движения и большими объемами автотрафика регулировать скорость велосипедистами просто антигуманно.

Велодорожки — очень обширная тема. Следующие посты будут намного короче. Расскажу про велосипеды на автобусных полосах, полосы для совместного движения на проезжей части и про дорожки для совместного использования.

UPD: Не принимайте все, написанное в данном посте, за истину. Особенно часть про велодорожки в России. Сейчас (в 2013 году) в нашей стране происходят заметные изменения в ПДД и стандартах на дорожные знаки и разметку, в результате которых могут измениться официальный статус велодорожек и велополос, требования к организации велосипедного движения и другие нормы, относящиеся к велосипедам. Обращайте внимание на дату поста и делайте на это поправку.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: