Методы хронометрирования и пульсометрии на уроках физической культуры. Значение данных методов в регулировании воздействия нагрузки на организм учащихся

Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы - 170-180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161-175 уд/мин, средней интенсивности 130-160 уд/мин и низкой - 110-130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут - при ЧСС 90-100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2-3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

Своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

Подготовить протокол для черновой записи показателей;

Заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса - об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Графическое изображение динамики пульса

Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Урок типа совершенствования усвоенного материала должен характеризоваться более высокими нагрузками.

Несмотря на ценность основной части урока, на 21-й минуте урока наблюдалась слабая организация занимающихся, что привело к нарушениям дисциплины, снижению моторной плотности урока и неоправданному снижению ЧСС.

Хорошо была организована игра, поэтому ЧСС была достаточно высокой, что позволило сохранить оздоровительную направленность урока.

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление (это отсутствовало в данном уроке).

Использование пульсометрии в тренировочном процессе.

(из опыта работы).

В организации тренировочного процесса в циклических видах спорта, какими являются и лыжные гонки и биатлон , есть необходимость:

Сегодня хотелось бы поговорить о методе «пульсометрии» и использовании кардиомониторов применительно к организации тренировочного процесса.

Бесспорно, что основным инструментом тренера остается секундомер и соответственно, критерии оценки тренировочной нагрузки это расстояние и время. Но, как же оценить степень напряжения функциональных систем организма спортсмена?

Методов контроля множество, но самым доступным, информативным является пульсометрия. Метод пульсометрии является самым удобным из применяемых в спортивной тренировке. При всей его доступности, внимание ему уделялось все же недостаточно. Его затмили более сложные в применении и не менее сложные в трактовании методики определения различных биохимических и физиологических показателей. Тем не менее, именно пульсометрия соответствует следующим требованиям:

· простота и надежность в получении данных;

· доступность и объективность;

· информативность и достоверность;

· возможность анализа, систематизации и хранения информации;

· возможность косвенного определения других показателей интенсивности.

Спортсмен, имея в распоряжении монитор сердечного ритма получает возможность постоянно следить за динамикой показателя ЧСС.

Инструментальные и математические методы" href="/text/category/instrumentalmznie_i_matematicheskie_metodi/" rel="bookmark">инструментальными методами .

Тренер так же имеет возможность контролировать и корректировать нагрузку по показаниям кардиомонитора спортсмена. Имеются телеметрические системы для контроля за ЧСС спортсмена (Polar, Suonto).

3. Оценка тренировочного эффекта выполненного задания.

Совокупный тренировочный эффект мы определяем по времени выполнения упражнения и среднедистанционному пульсу или напряженности (S) – процентному отношению ЧССср и ЧСС сор. В своей работе мы используем программу «Центурион», я назову несколько преимуществ ее в сравнении с «Polar»: - простота ведения записи

Наглядность полученной информации

Широкие аналитические возможности

В окне просмотра тренировки мы получаем следующую информацию:

Пройденное расстояние и время выполнения упражнения

Среднюю скорость

Величину среднедистанционного пульса (AHR)

Максимальное значение ЧСС

Расчетная величина соревновательного пульса (HR10)

Пульсовая стоимость (PS)

Напряженность (S)

Доза нагрузки (LD)

Первые три показателя используют все тренеры и спортсмены и без наличия компьютерных программ, показатели ЧСС и ее производных анализировать без специального оборудования сложно. Тем не менее 10 лет назад прогрессивные тренеры занимались аналитикой с помощью секундомера и калькулятора, мы так же начинали с заполнения таблиц в Excel и построения графиков.

Средняя ЧСС – величина показательная, но больше служит для оценки вариативности значений ЧСС в тренировке, разница ЧССmax и AHR, скорость восстановления значений ЧСС.

Расчетная величина HR10 имеет свой смысл только во время выполнения напряженных повторных и соревновательных нагрузок.

Напряженность S – средняя напряженность за тренировку – наиболее показательная характеристика качества выполненной работы , отражающая степень напряжения функциональных систем организма спортсмена. Напряженность в повторных и соревновательных нагрузках отражает степень готовности к гонке, в состоянии «спортивной формы» эта величина близка к 100%.

Пульсовая стоимость PS – показатель экономичности выполнения упражнения. Суть процесса тренировки и заключается в том чтобы на выполнение одинаковой работы затрачивать минимум энергии или имея ограниченные энергетические возможности выполнить больший объем работы или с более высокой напряженностью. В планировании тренировочного процесса необходимо учесть наличие стандартных тренировок (по одинаковым кругам) во всех средствах подготовки. Степень увеличения PS в стандартных тренировках в течении длительного периода будет говорить о положительном эффекте тренировок.

Доза нагрузок LD – показатель интегральный, учитывающий время и напряженность выполнения нагрузки, оценивает тренировку в баллах. Чем напряженнее и более продолжительна, тем больше баллов. До сегодняшнего дня я этот показатель пока еще не изучил, хотя статистика ведется.

Наряду с количественными показателями мы видим пульсограмму, на которой каждый показатель ЧСС имеет свою напряженность. По данному графику мы оцениваем динамику напряженности и пиковые значения. Так же мы получаем раскладку тренировочной нагрузки по зонам относительной мощности в процентном отношении к общему времени работы. Всю эту информацию возможно распечатать на бумаге и хранить на память. Программа «Центурион» позволяет не только сохранить, но и сравнить показатели тренировки между спортсменами, сравнить показатели в различные периоды и годы подготовки.

Очень интересны для изучения соревновательные пульсограммы, показатели которых возможно использовать как модельные и ориентироваться на них при планировании нагрузок.

4. Анализ динамики нагрузок, подготовка отчетов за период тренировок, анализ статистических данных.

Ежегодные отчеты тренеров по выполненной нагрузке, анализ причин не позволивших показать наивысшие результаты, как сложно бывает собрать все записи, результаты, провести анализ.

Программа «Центурион» позволяет получить отчеты за определенный тренировочный период, сравнить статистические данные. Отчеты и статистические данные служат модельными показателями и основой для планирования дальнейшей тренировочной программы и коррекции, позволят вести подготовку спортсменов высокого уровня по индивидуальным планам или же заложить основы программирования тренировочного процесса. «Под программированием будем подразумевать упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Постулатами программирования являются контроль за выполненной нагрузкой, ее учет и знание взаимосвязей множества факторов со спортивным результатом. Это позволяет планировать тренировочную нагрузку, основываясь на качестве выполнения первоначальных планов».

5. Оценить функциональное состояние.

Отслеживая показатели пульсометрии на тренировках, повторных тренировках, соревнованиях, мы можем достаточно корректно отследить динамику функционального состояния спортсмена и приближение его к состоянию «спортивной формы». Среднедистанционная ЧСС приближается к 100%, величина максимальной ЧСС в ускорениях приближается к максимальному значению ЧСС спортсмена. По возможности желательно проследить динамику значений пульсовой стоимости по кругам или в ускорениях.

1. Пульсометрия как метод обследования прост в использовании и объективно отражает качественную сторону тренировки.

2. Ни метод (пульсометрия) ни компьютерная программа не дают рекомендаций по планированию и содержанию тренировок, а являются инструментом в повышении качества работы тренера и спортсмена.

3. Необходимо периодически совмещать показания ЧСС с показаниями биохимического обследования, с величиной потребления кислорода и др.

4. Необходимо работать в направлении создания модельных тренировочных программ, основанных на физиологических показателях и ведение учета и коррекции тренировочной нагрузки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТОРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Хронометрирование учебно-тренировочного занятия

ПРОТОКОЛ

плотности учебно-тренировочного занятия

Учебно-тренировочного занятия по настольному теннису

Время проведения: 15 30 -17 00

Задачи:

Хронометрировал занятия: Попов Е.В.

Наблюдение проводилось за: Косован Николаем

№ п/п

Действия

занимающихся

Время окончания действий

Умственная по преимуществу работа

Двигательная по преимуществу работа

Отдых

Нецелесообразные затраты времени

Примечание

Подготовительная часть 10 мин

Построение. Сообщение задач тренировки.

0.00-0.55

ОРУ в движении:
объяснение тренера

1.Ходьба в обход, руки в стороны, вращение в лучезапястных суставах.
объяснение тренера

2.Ускоренная ходьба, руки в стороны вращение в плечевом суставе вперед- назад.
объяснение тренера

3. Наклоны на каждый шаг
объяснение тренера

4. Передвижения приставными шагами в стойке теннисиста правым и левым боком

0.55-1.15

1.15-2.15

2.15-2.35

2.35-3.35

3.35-3.52

3.52-4.54

4.54-5.14

5.14-6.17

объяснение тренера
5.Передвижения приставными шагами в стойке теннисиста лицом вперед с одновременным перемещением вправо и влево.
объяснение тренера

6.То же самое спиной вперед.
объяснение тренера

7.Передвижение скрестным шагом, правым, левым боком

6.17-6.39

6.39-7.41

7.41-8.00

8.00-8.55

8.55-9.12

9.12-10.04

Основная часть 75 мин

1.СФП (10мин)
объяснение тренера

1.Имитационные упражнения с утяжеленной ракеткой.

объяснение тренера

2. Имитационные упражнения с резиной.

объяснение тренера

3.Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок.

объяснение тренера
4.Отработка ударов у тренировочной стенки.
объяснение тренера

5. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов в быстром темпе.

10.04-10.19

10.19-12.04

12.04-12.20

12.20-14.03

14.03-14.18

14.18-16.01

16.01-16.16

16.16-18.03

18.03-18.16

18.16-19.54

объяснение тренера
2. Отработка техники элементов «на колесе» (5 мин)

19.54-20.32

20.32-25.01


(5 мин)

объяснение тренера

1. Справа вправо

2.Прием вправо (индивидуальный короткий топс)

3.Слева по прямой

4.Слева влево

5. Слева вправо

6. Слева по прямой

25.01-25.43

25.43-30.05

4. Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ-спина справа (10 мин)

объяснение тренера
1. Работа туловищем

объяснение тренера
2. Перенос центра тяжести

объяснение тренера

3.Работа предплечьем


30.05-30.37

30.37-33.11

33.11-33.41

33.41-35.08

35.08-35.36

35.36-38.04

5. Выполнение атаки (10 мин)

объяснение тренера

1. Индивидуальная короткая подача

объяснение тренера

2.Срезка влево

объяснение тренера

3.Начало атаки слева направо

38.04-38.39

38.39-41.37

41.37-42.06

42.06-45.11

45.11-45.43

45.43-48.59

объяснение тренера

6. Работа с БКМ
(10 мин)

48.59-49.33

49.33-59.48

Работа с БКМ по круговой системе, поэтому чередуется интенсивная работа с отдыхом

7. Индивидуальная игра с тренером
(10 мин)
объяснение тренера

1. Слева влево

2. Слева по диагонали

3. Игра в две точки: в правый угол и середину

4. Игра в две точки: Левый угол и середину

5. Игра в три точки: правый угол, середину и левый угол

59.48-60.34

60.34-70.15

Индивидуальная работа за 10 мин с 1-2 учениками, остальные отрабатывают самостоятельно. Следующее занятие по инд работе проводится с другими детьми.

объяснение тренера 8.Выполнение топ-спина справа от стола (5 мин)

70.15-70.53

70.53-74.44

объяснение тренера

9. Игра с более сильным соперником (10 мин)

74.44-75.02

75.02-84.51

Заключительная часть 5 мин

Подведение итогов занятия. Выявление ошибок. (5 мин)

84.51-89.12

5мин 21 с

ИТОГО

Общая плотность 89/90*100% = 99%

Двигательная плотность 75/90*100% = 83%

Выводы : общая плотность занятия соответствует нормативным требованиям, которые должны составлять не менее 80-90% при данном типе проводимого занятия. Это значит, что нецелесообразной траты времени не имело места.

Моторная или двигательная плотность занятия имеет достаточно высокий показатель, соответствует нормам занятия совершенствования навыков от 70-80%

Пульсометрия учебно-тренировочного занятия

ПРОТОКОЛ

учета индивидуальных показателей ЧСС

на учебно-тренировочном занятии

Тренировку провел Попов Владимир Николаевич

Учебно-тренировочная группа по настольному теннису

Фамилия, имя наблюдаемого - Салтыков Александр

Разряд нет

Задачи учебно-тренировочного занятия:

1. Отрабатывать прием и удары по мячу с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола.

2. Совершенствовать сложные подачи и их прием.

3. Воспитывать коммуникабельные навыки у обучающихся.

Место проведения МБОУ «Корниловская СОШ»

Численность группы 8 чел

Вид деятельности

Время

измерения

ЧСС

за 10 с

ЧСС

за 1 мин

Примечание

Построение, объявление задач

03.00

Общеразвивающие упражнения (разминка)

10.00

СФП

18.00

Отработка техники элементов на «колесе»

24.00

3.Совершенствование техники передвижений и поворотов в сочетании с игрой

29.00

4. Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ-спина справа

35.00

5. Выполнение атаки

45.00

6. Работа с БКМ

60.00

7. Индивидуальная игра с тренером

70.00

8.Выполнение топ-спина справа от стола

75.00

9. Игра с более сильным соперником

85.00

Заключительная часть, подведение итогов

90.00

Графическое изображение динамики ЧСС (уд/мин)

ЧСС

90

85

80

75

70

65

60

0

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

33

36

39

42

45

48

51

54

57

60

63

66

69

72

75

78

81

84

87

90

93

96

99

мин

Анализ динамики пульсовой кривой на учебно-тренировочном занятии

Динамика пульсовой кривой в вводно-подготовительной части занятия наблюдается плавный рост от 72 до 102 ударов в минуту.

Динамика пульсовой кривой в основной части занятия достигает максимума 126 ударов в минуту.

Динамика пульсовой кривой в заключительной части занятия плавное снижение пульса до 84 ударов в минуту, приближено к первоначальному, что говорит о правильном распределении нагрузки.

Общая характеристика пульсовой кривой на тренировке – учащение пульса наблюдается при усиленной скоростной работе с БКМ, при индивидуальной работе с тренером.

Характеристика действий ученика на тренировке (пропустил очередь, не проявил активности, имитирует выполнение упражнения и др) - Александр ответственно подходит к тренировкам, старательно выполняет требования тренера.

Симптомы появившиеся у спортсмена (время появление пота, состояние кожи, дыхание, координация движений, внимательность, точность выполнения команд и распоряжений) Наблюдается легкое покраснение кожи, легкое появление пота, особенно во время скоростных занятий.

Соответствие нагрузок на тренировке, уровню подготовленности спортсменов. Уровень задания, их сложность, скоростные требования соответствуют возрасту и физической подготовленности детей.

Процент учащения пульса (уровень адаптации к нагрузкам) Все дети адаптированы к подобным физическим нагрузкам.

Время восстановления пульса до исходного – через 10 минут после окончания тренировки

Выводы: динамика изменения частоты сердечных сокращений соответствует интенсивности тренировки и возрастным особенностям детей.

Протокол пульсометрии с учётом динамики интенсивности

нагрузки на занятии

Группа: УТГ

Время: 90 мин

Место проведения: МБОУ «Корниловская СОШ»

Количество учащихся: 6 чел

занятие провел: Попов Владимир Николаевич

Фамилия наблюдаемого (ученика): Салтыков Александр

Задачи занятия:

1. Отрабатывать прием и удары по мячу с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола.

2. Совершенствовать сложные подачи и их прием.

3. Воспитывать коммуникабельные навыки у обучающихся. Подготовительная часть – легкая разминка, ходьба, наклоны, передвижения с малой интенсивностью


60 мин


21


126

Основная часть – это технико-тактическое мастерство. Нагрузки средней и высокой интенсивности (спаринг-работа, игровая подготовка, БКМ, отработка элементов атаки)


80 мин


17

102

Заключительная часть – снижение интенсивности работы, подведение итогов.

Вывод: через 10 минут после окончания занятия пульс Александра пришел в начальное состояние. В вводно-подготовительной части ЧСС постепенно возрастает. В основной части занятия наблюдается пик ЧСС с максимальным значением 126 с 60 по 70 минутой работы, что соответствует самой интенсивной и скоростной части занятия. В заключительной части показатели ЧСС постепенно снижаются к первоначальному уровню, что говорит о правильном распределении нагрузки на занятии.


ПУЛЬСОМЕТРИЯ УРОКА

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физической культуры. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе "Примечания".

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:

1) своевременно подготовить часы (с сек. стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

2) подготовить протокол записи показателей;

3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

При возможности ведется наблюдение за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и затем подсчитывается у них пульс: девочки и мальчика: сильного, среднего, слабого по подготовленности ученика, старательного и нерадивого и т.д. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному студенту, который оформляет соответствующие документы, материалы и докладывает их при обсуждении урока бригадой.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же стойке.

Важно получить исходные показатели пульса до начала урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.

После окончания урока полученные показатели пульса (за 10 сек.) переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площадки между кривой и проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того, чтобы анализ полученных данных был достаточно убедителен, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контроль расхода времени занимающихся на различные элементы учебно-воспитательной работы с целью определения плотности урока как косвенного показателя его полноценности осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды.

1. Умственные - по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов).

2. Двигательные - по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, взаимопомощь и др.).

3. Отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока.

Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времен (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1 % (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100 и делится на 45).

Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 мин, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29 × 100:45= 64,5%).

При анализе полученных материалов следует заметить, что общая плотность урока должна приближаться к 100 %.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может измениться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершенствования техники движения и физических качеств, она может достигать 70-80 %. На уроке же с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучения знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

Для выполнению этого задания студент должен заблаговременно подготовиться:

1) изучить конспект урока, на котором предлагается хронометрирование;

2) определить тип урока;

3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия);

4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;

5) наметить объект наблюдения - это должен быть средний ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении:

6) подготовить протокол для записи соответствующей информации.

Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены в приложении 3.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов", "пассивный отдых" и т.д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следует одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег", "упражнения в движении" - все они относятся к физической по преимуществу работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но если после ходьбы ученики слушали объяснения или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушание педагога (это умственная работа).

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например, построение и рапорт длился 2" 45"", это время записывается в графу "двигательная по преимуществу работа". А слушание задач урока закончилось на 3"05"". От этого времени отнимаем предыдущие 2"45"", полученные 20"" с записываем в графу "умственная по преимуществу работа".

В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику, вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидания очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнения в смешанном висе не сопровождаются значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.

Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".

Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все виды деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное произведение поделить на время урока.

Для вычисления двигательной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.

Попутные записи в графе "примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех учеников, которые не заняты выполнением упражнений.

Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПУЛЬСОМЕТРИИ

от " "_______________ 200__года.

Предмет наблюдения - изменение пульса учащихся_______класса

в процессе урока физической культуры в классе, проведенного практикантом_______________________________________________________ Задачи урока:

1. Совершенствовать технику упора стоя согнувшись, подводящего к кувырку вперед.

2. Развить функцию вестибулярного аппарата.

3. Добиваться внимательного отношения к требованиям педагога.

Запись наблюдений

№№ Наименование действий, предшествующих подсчету пульса Время подсчета пульса от начала урока Частота пульса Примечание
за 10 сек За 1 мин
1. В покое, после предыдущего урока 10"45""
2. За 5 мин до звонка 10"55""
3. По звонку, в начале урока 11"00""
4. Слушала описание строевых заданий 7"00""
5. Бег 7"30""
6. Замечание по дисциплине классу 11"00""
7. Описание упражнения, выполнение перекатов. 13"00"" Выполнено указанное кол-во раз
8. Замечание классу по поводу дисциплины 15"00""
9. Описание упражнения подводящие к выполнению кувырка вперед, выполнение задание 17"00"" Задание выполнялось тщательно
10. Наблюдение за показом упражнения 18"30""
11. Выполнение задание 21"00""
12. Выполнение задания 23"00""
13. Замечания по дисциплине классу 25"00""
14. Построение 27"30
15. Бездействие, простой 30"00""
16. Перестроение, объяснение задания 33"00""
17. Ожидание очереди 35"00""
18. Выполнение упражнения,5 раз 38"00""
19. Ожидание очереди, построение 45"00""
20. Выход из спорт. зала 11ч 50"

06.01.2011

Вариационная пульсометрия первоначально создавалась для нужд космической медицины и теперь стала общепризнанной и в спортивной медицине. Данный материал предназначен для пользователей аппаратно-программных комплексов «ВедаПульс» и «КардиоБОС».

Методика вариационной пульсометрии используется для следующих задач:
1. Оценка готовности спортсменов к соревнованиям. Определение адаптационного потенциала и стрессовой устойчивости, выявление состояния перетренированности.
2. Общий контроль над состоянием здоровья спортсменов.
3. Предупреждение риска внезапной остановки сердца.
4. Подбор оптимального режима тренировок для каждого спортсмена в отдельности.

Возможны следующие варианты методики:
1. Проведение обследований до, во время и после тренировок.
2. Проведение самых различных функциональных проб. Прежде всего, ортостатической пробы (регистрация пульса лежа и стоя) и проб с дозированной нагрузкой.

Нормативы здоровья у обычных людей и натренированных спортсменов

Принципиальным отличием при оценке данных вариабельности сердечных сокращений (ВРС) у натренированных спортсменов от результатов обычных людей является то, что у спортсменов часто наблюдается смещение сердечного ритма в сторону умеренной брадикардии (среднее ЧСС - 50-60) и расширение диапазона вариабельности сердечных сокращений (ВР). ВР — это разница между максимальным и минимальным значениями RR-интервалов, графически отображается как ширина основания гистограммы. Нормальные значения ВР – от 150 до 300 Мс. Но у спортсменов допустимые пределы нормы выше, и вариационный размах может достигать 500 Мс. Единых норм не существует, и многие исследователи публикуют различающиеся цифры. Дело в том, что разные виды спорта отличаются по степени воздействия на организм, и поэтому невозможно выработать однозначные критерии для всех. Особенно велики изменения у спортсменов, занимающихся аэробными видами спорта (биатлон, плавание, футбол, хоккей…).

Кроме средней ЧСС и ВР, отличаются и нормативы общей мощности спектра (TP). Если у обычных людей нормой мощности спектра является 2000-3000 единиц, то у спортсменов она может достигать 5000 и, по некоторым публикациям, даже 9000 единиц.
Итак: что у обычного человека уже считается проявлением вегетативных нарушений (склонность к ваго-инсулярному типу реагирования), у мастера спорта может считаться нормальным. Конечно, до указанных выше пределов.

При всех сложностях и отсутствии строгих общепризнанных норм для показателей ВРС, тем не менее, есть общие тенденции, справедливые для людей, занимающихся как большим спортом, так и оздоровительными физическими упражнениями. Это и позволяет с большой степенью эффективности использовать данный метод на практике.

Проведение обследований до и после тренировки

Самым очевидным способом контроля над тренировочным процессом является проведение обследований до и после тренировки. Организм спортсмена, находящегося в хорошей форме, при адекватной для него физической нагрузке задействует механизм регуляции, связанный с увеличением активности симпатического отдела нервной системы (LF). При этом обычно происходит увеличение диапазона вариабельности сердечных сокращений (ВР), что приводит к снижению значения индекса напряжения (ИН).

Затем после окончания тренировки организм спортсмена переключается в режим восстановления сил, о чем говорит рост доли HF (парасимпатический отдел нервной системы), который происходит при сокращении доли LF, и на следующий день до начала тренировки соотношение HF/ LF приходит в норму и доли становятся примерно равными. При этом доля VLF (нейрогуморального отдела нервной системы) обычно остается примерно на одном уровне, что свидетельствует о том, что организм справляется с нагрузкой средствами исключительно вегетативной нервной системы, не задействуя нейрогуморальные механизмы.

При оптимально подобранных нагрузках на тренировках по мере улучшения функционального состояния организма, роста адаптационного потенциала происходит рост общей мощности спектра (главным образом — за счет увеличения роли парасимпатической составляющей (HF-компонента).

А при физическом перенапряжении уже за 7-10 дней до снижения спортивных результатов начинает уменьшаться мощность HF и относительно возрастает доля LF и VLF . Часто это происходит на фоне брадикардии. Эта тенденция будет сначала заметна на результатах обследований после тренировки (когда организму недостаточно механизмов симпатической регуляции и он начинает задействовать нейрогуморальные способы), а потом и на результатах обследований до тренировки (что уже говорит о недостаточности времени на отдых и неспособности восстановления сил за ночь).

При дальнейшем увеличении чрезмерной нагрузки возможны два типа реакции сердечного ритма:
1. Формирование маловариабельного ритма (сужение диапазона ВР) на фоне брадикардии.
2. Резкий срыв ритма — выраженная нерегулярность ритма с одновременным увеличением частоты сердечных сокращений (то, что обычно называется «загнанная лошадь»).

Естественно, что в первом случае будет расти индекс напряжения, отражая рост влияния стрессовых воздействий на организм, а во втором — ИН будет снижаться, что, конечно, уже нельзя будет считать маркером уменьшения стресса, так как индекс напряжения может рассматриваться как объективный показатель только в ситуациях регулярного ритма.

О функциональных пробах будет рассказано в отдельных статьях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: