Лошадиная сбруя описание. Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы

Лошадь в хозяйстве требует особого ухода, поэтому так важно обеспечить ее соответствующей экипировкой. Если упряжь подобрана правильно, с учетом индивидуальных особенностей животного, то процесс привыкания лошади к хозяину пройдет быстрее.

Что необходимо для управления?

Сегодня нет проблем с тем, чтобы приобрести качественную амуницию для коня, независимо от сферы, где предполагается его использовать. Недоуздок, уздечка, шамбон, седло и другие принадлежности – все это конская сбруя. Все необходимое есть в специализированных магазинах. При выборе комплекта нужно понимать, что любая качественная упряжь лошади должна быть универсальной. Желательно, чтобы можно было заменять некоторые части при необходимости.

В состав экипировки для верховой езды входят следующие элементы.

  • Недоуздок. Это приспособление позволяет тренировать лошадь. Такой вид оголовья представляет собой уздечку, но комплект не полный. Он используется, чтобы обеспечить необходимый контроль за лошадью или когда необходимо ее оседлать. Надевая его, хозяину удобнее работать на открытом пространстве. При этом рот животного ни чем не занят, поэтому оно может пастись. Состоит недоуздок из капсюли, подбородочного, нащечного и затылочного поясов.

Чтобы приучить особенно чувствительных лошадей, используют веревочный недоуздок. Он мягкий, не травмирует лошадь. Круглые узелки в конструкции производят давление, легко воздействуя на кожу лошади и заставляя ее поворачивать голову туда, куда необходимо хозяину.

  • Стремена. Входят в состав конструкции седла. Необходимы, чтобы всадник ставил ноги в фиксированное положение во время поездки на животном. Стремя позволяет выдержать необходимый баланс. Много десятков лет назад этот элемент был в виде петель, что не совсем удобно и небезопасно.

Сегодня они изготавливаются из металла и обладают продуманной формой.

  • Удила . Управлять лошадью просто, важную роль в этом играют удила. Они вставляются в беззубый край десны и позволяют поворачивать животное. Конструкция очень простая и состоит из двух колец, грызла. При небольшом натяжении животное понимает, следует ли ему остановиться. Этот элемент приобретается с учетом индивидуальных особенностей лошади. Не всегда привлекательный дизайн говорит о том, что удила подойдут коню.

Если он по размеру не будет подходить, то животное станет испытывать дискомфорт, могут травмироваться рот и щеки.

  • Хлыст . Многие заводчики забывают, что это приспособление не основное, а вспомогательное при управлении лошадью. Хлыст необходим, чтобы усилить команду от всадника, не более того. На большинстве соревнований использовать его можно с большими ограничениями.

  • Путлища. Этот элемент представляет собой небольшой ремень, посредством которого стремя прикрепляется к седлу. Изготавливают его из мягкой кожи, цвет может быть разным. Замок в конструкции этого изделия фиксирован, его расположение – ниже человеческой икры, поэтому и во время поездки отсутствует дискомфорт.

  • Седельная сумка. Больше аксессуар, чем необходимость. Изготавливается из различных материалов, обычно имеет прямоугольную форму, чтобы хорошо лежала на теле лошади.

  • Повод. Чаще всего изготавливается из кожи, поскольку этот материал идеально выдерживает нагрузку. Ремень пристегивается к трензельным кольцам.

Посредством него обеспечивается контакт всадника с животным, управление им и контроль над направлением движения.

  • Мартингал . Этот элемент не дает животному закидывать голову вверх, таким образом, всадник защищен от удара затылком лошади. Прикрепляют мартингал к подпруге, в области груди он разделяется на несколько ремней, оснащенных кольцами. Через кольца просовывают поводья, ближе к железу ставят ограничители.

  • Шамбон. Это одна из развязок, используемых во время тренировочного процесса. Благодаря ей голова животного остается в фиксированном положении. Присоединяют элемент к железу и подпруге, потом он ложится под оголовьем, а именно – нащечным ремнем.

Шамбон не мешает лошади вытягивать голову как мартингал, и с его помощью снимается лишняя нагрузка со спины животного.

  • Седло . Используется не только для удобства всадника, но и для защиты спины лошади. При правильной конструкции вес наездника распределяется равномерно. Для каждого коня эта деталь амуниции должна подбираться индивидуально, с учетом высоты холки животного, длины ленчика и других параметров. Седла бывают разные: дамское, вестерн, английское. Есть в продаже азиатские седла и испанские. Седла отличаются друг от друга в зависимости от того, с какой целью будет использоваться лошадь.

  • Шпоры. Элемент, который всадник надевает на ноги. Необходим для усиления воздействия на коня. Производятся шпоры разной конструкции, с недавнего времени запретили использовать те, которые имеют колесики, поскольку они наносят сильный вред животному.

  • Нагрудник. Позволяет обеспечить необходимую безопасность и стабильность во время управления лошадью. Этот элемент не дает седлу уходить назад. Чтобы нагрудник выполнял поставленные задачи, требуется его правильно подгонять. Бывают нескольких видов: 3- и 5-точечные, охотничьи, охватывающие грудную клетку, и конкурные эластичные.

Защитные аксессуары

Есть широкий список защитных аксессуаров для лошади, которые также необходимо приобретать.

  • Гурта. Этот предмет приобретается исключительно для езды на корде или для иппотерапии. Производитель специально делает антискользящее покрытие, чтобы наезднику было удобнее. В конструкции есть выполненные из кожи приструги и роликовые пряжки.

Удерживаться на лошади помогает удобно расположенная ручка.

  • Шоры. Их еще называют щитками или наглазниками. Это небольшие пластины, которые устанавливаются возле глаз животного. Они должны не только защищать их от веток и летящей из-под копыт грязи, но и ограничивать обзор, чтобы животное не испугалось.

  • Налобник. Входит в состав уздечки. Он необходим в качестве удерживающего оголовье компонента, который не дает ему соскользнуть. Производится налобник в виде кожаной полосы, которая выполняет исключительно рабочую функцию.

В последнее время стали изготавливать красивые модели с цветными вставками, чтобы элемент выполнял дополнительно и эстетическую функцию.

  • Подхвостник. Очень важный элемент экипировки коня, благодаря которому седло не уходит вперед.

  • Попоны. Полезное изобретение, которое предназначено для увеличения комфорта животного. Чаще всего применяют, когда лошадь перевозят зимой, при резких перепадах температуры окружающего воздуха. При изготовлении используется шерстяное полотно, обладающее особым согревающим эффектом. Фиксируется с помощью ремней и застежек. Шьют изделие с учетом физиологии животного и климатических особенностей региона. Оно может быть ночным, прогулочным, зимним.

Изготавливаются даже так называемые дождевики.

  • Бинты. Основной материал, который используется при пошиве этого изделия – хлопчатобумажная ткань. Именно она способна обеспечить сухожилиям и суставам соответствующую защиту. С наступлением холодов они применяются в качестве средства утепления. Во время тренировок на ноги лошади наматывают бинты, изготовленные из трикотажа, также они могут быть креповые. Ширина каждого изделия – 80 мм.

  • Ногавки. Аксессуар, который также используется в качестве защиты ног животного. Чаще всего надевают поверх бинтов, реже – просто на пясти. В качестве фиксирующих элементов используются застежки или липучки.

Виды упряжи

Упряжь необходима, чтобы обеспечить удобство не только наезднику, но и животному. Хозяин показывает, что он в паре доминант, сбруя позволяет легко управлять лошадью, без дополнительного принуждения, животное находится под контролем.

В составе упряжи могут быть шоры на глазах , иногда они отсутствуют, все зависит от того, как именно используется животное. Во время соревнований этот аксессуар имеет особое значение, поскольку помогает лошади сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.

Вожжи, подпруга и другие элементы подбираются индивидуально. Чаще хозяин учитывает индивидуальные особенности коня и другие факторы. Конное снаряжение имеет свою классификацию, к примеру, есть упряжь для работы в поле, спорта и состязаний или организации повозки.

Если принимать во внимание количество впрягаемых лошадей, то упряжь может быть:

  • одиночной;
  • парной;
  • многолошадной, когда в одной связке идет от 3 до 8 коней.

Способ запряжки также является определяющим фактором и составляет отдельную классификацию.

  • Одноконно-дуговой. Несложно догадаться, что в упряжь ставится только одно животное. В конструкции применяется деревянная дуга, а кроме того, гужевое облачение.

  • Оглобельно-постромочный . В конструкции используются те же элементы, что и в предыдущем случае, только нет дуги. Ведущая роль тут отведена шлее, при этом у оглоблей небольшой размер, а сами они прикреплены к седелке, а не к хомуту.

  • Постромочно-дышловой. Главную роль играет дышло, которое позволяет осуществлять беспрепятственное управление повозкой. С ним лошадь легко поворачивает в нужном направлении. Эту конструкцию допускается использовать не с одним, а сразу с двумя животными.

  • Постромочный. Простой вариант, в котором не предусмотрены оглобли и дуга. Вся конструкция закрепляется за счет хомута, а также системы ремней. Нередко можно встретить упряжь этого вида с ручным тормозом, поскольку заставить остановиться лошадь, которая сильно разогналась, другим методом непросто.

  • Тачаночный. Вид упряжи, который устарел. Его использовали для запряжки 4 лошадей одновременно. В середине пара коней впрягается с использованием дышла, а те, что расположены по бокам, – посредством постромок.

  • Комбинированный . Основная сфера назначения – впрягание большого количества животных. В конструкции есть постромка, оглобля и дышло.

  • Цуговый. Идеально подходит для шестерки коней, четыре из них запрягаются в дышло, боковые – постромками.

Как выбрать?

Существуют основные правила выбора экипировки для лошади, к которым стоит прислушаться.

  • Обязательно учитывается темперамент животного . Если конь неагрессивный, спокойный, то можно приобрести тонкие и жесткие удила. Для активных лошадей лучше покупать мягкую экипировку.
  • Хомут подбирается не на глаз, обязательно учитывается ширина и длина животного по спине. Нужно понимать, что для запряжки в повозку и выполнения работ в поле хомут используется разный.
  • Приобретая дугу, основное внимание следует обращать на прочность конструкции и упругость.
  • Вожжи могут быть как цельными, так и составными. Последние используются тогда, когда в упряжке стоит несколько животных.
  • От качества подобранного снаряжения во многом зависит и работоспособность коня, поэтому экономить на аксессуарах не стоит.
  • При покупке хомута к пристяжной лошади , его вес должен быть меньше чем у того, который используется на коне-кореннике.

Правила ухода

Если хозяин лошади следит за ее сбруей, то она может прослужить долго. Чем лучше чистится упряжь, тем меньше вероятность, что она может нанести вред животному. Учитывая тот факт, что большинство элементов изготавливается из кожи и ткани, место, где они хранятся должно обладать соответствующим микроклиматом.

Внутри кладовки или помещения не должно быть слишком влажно, поскольку материал быстро подвергается процессу гниения. Если слишком сухо, то кожа становится жесткой, неприятной на ощупь, она может царапать кожу лошади. Войлочные части очень любит моль.

Чтобы нормализовать микроклимат, следует ставить воду в помещение, где слишком сухо и проветривать, если наблюдается повышенная влажность.

Важно весной выносить и проветривать амуницию – это как раз то самое время, когда моль начинает откладывать яйца.

Упряжь должна быть не только чистой, но и смазанной. От конного пота и грязи она отвердевает, рвется. Вешают ее на деревянные конструкции, а вот железные вешалки совершенно не подходят, поскольку покрываются со временем ржавчиной и портят не только внешний вид снаряжения.

Особое внимание уделяется тем элементам, которые соприкасаются с телом животного. После работы с лошадью упряжь сначала чистится, только после этого вешается на просушку. Зимой бывает непросто сделать это в конюшне, поэтому оборудуются специальные сушилки или используются другие, отапливаемые помещения для хранения. Летом можно просто вывешивать на улицу, но также важно не пересушить кожаный материал, поскольку тогда он теряет свою эластичность и быстро рвется.

Войлочные элементы можно простучать палкой, подпругу размягчают руками. Кожаные изделия специально смазывают, чтобы они не затвердевали и не размокали в ненастную погоду. Для этого можно использовать особую смазку, допускается применять конское топленое сало, куда добавляется березовый деготь. Использовать солидол и автолом нельзя – они портят изделие.

Наносится смазка только после качественной очистки сбруи.

Если необходимо в ремнях пробить дополнительные отверстия, не стоит делать это с помощью шила или ножа. Конструкция не пострадает, только если использовать специальный пробойник.

Кольца, пряжки и иные металлические части также требуется защищать от ржавчины. Для этого их в первую очередь протирают керосином, потом сухим отрезом ткани и после наносят любой жир.

Иногда можно заметить, что войлочные элементы обшиваются холстом. В этом случае, после неоднократного соприкосновения с телом животного, они становятся жесткими, пока их не почистят и не просушат.

Вот почему важно, чтобы на поверхности отсутствовали узелки и грубые швы, поскольку они могут травмировать животное.

Кира Столетова

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров - выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью. Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя. Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой - равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи - пальчиковая петля, на конце правой - пряжка либо отверстие.

  • Подпруга - широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование - перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом - для свадеб, зимой - для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники - самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони - за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи - дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело - наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья - лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель - ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки - это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи. Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным. После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом. Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад - команда остановиться, наклон корпусом - направление движения. Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное - на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней - это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки - без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь - неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Лошади нуждаются не только в качественном питании и уходе, но и в хорошем оснащении. К примеру, начинающие коневоды часто понятия не имеют, что такое сбруя для лошадей и как ее выбрать для своего скакуна. В этой статье мы расскажем все об этом аксессуаре – из чего он состоит, какие виды бывают подробно с фото и видео.

[ Скрыть ]

Из чего состоит сбруя?

Что же такое конская сбруя и из чего она состоит? Традиционная упряжь представляет собой снаряжение, которое состоит из сбруи, хомута и седла. Все эти элементы подбираются для животного исходя из индивидуальных нужд, учитывая телосложение и габариты коня. Еще с древности коневоды никогда не скупились на сбрую – она практически всегда делалась на заказ, с учетом размеров животного и тщательно подбиралось украшение, исходя из масти и породы лошади. В настоящее время проблем с тем, чтобы приобрести сбрую, практически нет – ее можно купить как на рынке, так и в специализированном магазине.

Теперь из чего состоит украшение? В состав конной упряжи входит хомут, уздечка, дуга, вожжи, шлея, подбрюшник, в некоторых случаях могут быть добавлены и другие компоненты. Всегда дешевле будет приобрести уже готовое снаряжение, но часто бывает такое, что отдельные компоненты не подходят коню или пони. Поэтому специалисты советуют покупать все элементы отдельно.

Хомут является обязательной деталью снаряжения, его предназначение заключается в передаче тяговой силы на повозку. Этот элемент надевается таким образом, чтобы он не препятствовал дыханию и не мешал коню передвигаться. Если хомут будет очень широким или длинным, то от этого на теле животного могут появиться ссадины.

Конструкция обычной сбруи

Шлея обычно изготавливается из кожи. Для каждого коня выбирается отдельный размер шлеи – перед покупкой его нужно знать. Узда считается одним из самых сложных элементов любой упряжи. Узда состоит из удил, недоуздка, поводьев.

Не менее важным элементом является подбрюшник – эта деталь упряжи предназначена для надежной фиксации положения снаряжения. Подбрюшник фиксируется на оглоблях, а дуга крепит хомут к ним же при помощи гужей. Можно сказать, что дуга выполняет роль своеобразных амортизаторов во время рывков, поэтому она должна быть максимально прочной.

Виды сбруи

В целом все виды упряжек для коней и пони подразделяются на:

  • транспортные;
  • выездные;
  • для сельскохозяйственных нужд.

Но и эти три подвида разделяются на несколько видов.

Одноконная

Одноконное украшение может быть бездуговым или дуговым, оно может использоваться, как понятно из названия, только на одной лошади. Если упряжь дуговая, то она будет оснащена дугой, хомутом, гужью и прочими компонентами. Что касается бездуговой вариации, то в этом случае главная тяжесть повозки будет ложиться на шлею. Кроме того, такое украшение оснащено гортами и хомутом с гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Такая упряжь может использоваться как для одноконной, так и для пароконной запряжки. Основным ее предназначением является регулировка передвижения повозки и вход в поворот. Самым главным элементом в данном случае является дышло, которое располагается сбоку (посередине в двуконной запряжке) и крепится либо специальной шлеей на голову, либо соединяется с хомутом соединяется.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Постромочная

Этот вид упряжи для лошади или пони довольно прост по своей конструкции, но достаточно неудобен, так как при езде вперед иногда бывает очень сложно удержать повозку. В этом случае тяга осуществляется за счет постромок и хомута. По мнению специалистов, такой тип украшения для пони или коня необходимо дополнительно оснастить тормозами, чтобы избежать повреждений лошадки.

Комбинированная

Комбинированный вид аксессуара предназначен для использования с большим количеством коней – от 6-8 голов. Комбинированные упряжи для лошадей и пони подбираются индивидуально под рост и силу животного. Самые крепкие лошадки всегда ставятся спереди колонны. Всаднику необходимо уметь хорошо обращаться с конями, поскольку именно первые две лошадки определяют направление движения.

Тачаночная

Этот тип упряжки является неактуальным сегодня, поскольку он использовался до 1900 годов. Само украшение состоит из дышла и постромок. Следует отметить, что такие упряжи предназначены для четырех коней, поэтому сегодня их встретить практически невозможно.

ЦУГ

Цуг для пони и коней представляет собой немецкое изобретение, которое может использоваться для шести животных сразу. Как и в случае с тачаночной упряжью, это украшение сегодня почти уже не эксплуатируется. При использовании цуга пони перемещаются или гуськом, или по парам. Больше о сбруях вы можете узнать из видео.

Фотогалерея

Видео «Как правильно запрячь лошадь»

О том, как правильно запрячь коня, смотрите на видео.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для , без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к , иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние , и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.


Древесина вяза

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.


Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.


Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом. Нужна она также и для впрягания лошадей в сани или повозку. Несмотря на то что лошадиная упряжка продолжает оставаться неотъемлемой частью коневодства, многие не знают, как сделать ее, из чего упряжка состоит, как ее надевать на лошадь.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом.

Сбруя для лошадей — это снаряжение, которое состоит из следующих элементов:

  • седло;
  • сбруя;
  • хомут.

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Подбор по размеру трензеля и уздечки(видео)

Составляющие элементы

Сбруя состоит из таких элементов:

  • хомут;
  • дуга;
  • уздечка;
  • вожжи;
  • шлея;
  • подбрюшник.

Хомут — это часть упряжки, ее обязательная составляющая. Функционально отвечает за то, что передает тягловую силу на повозку, которую конь тянет. Хомут как часть упряжи нужно надевать так, чтобы животное могло дышать свободно, передвигаться, выполнять другие обязанности. В том случае, если хомут будет слишком длинным или широким, животное будет сильно страдать. На теле от такой упряжи появляются ссадины и раны.

Шлея — это часть сбруи, которая изготавливается из кожи исходя из индивидуальных показателей лошади. Для каждого коня существует свой размер, и прежде чем покупать снаряжение, необходимо его замерять, чтобы узда была подобрана правильно. Просто так купить шлею нельзя, она должна быть индивидуальной для каждого вида лошади. Шлея подбирается только в магазине, по интернету сделать это нельзя. Узда состоит из таких элементов, как удила, поводья и недоуздка.


Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов.

Часть упряжи, которая называется подбрюшником, является самой важной и помогает фиксировать снаряжение. Для этого используются оглобли, дуга крепится к ним с помощью хомута, и вся эта конструкция удерживается гужами. Дугу используют и для амортизации, чтобы смягчать движения лошади и транспорта во время езды. Важно, чтобы дуга была прочной и крепкой, не позволяла оглоблям кататься туда-сюда. Тогда эта часть сбруи будет выполнять свои функции и не станет стеснять движения животных.

Конструкция упряжи — основные и вспомогательные предметы. Запряжку можно проводить для одной лошади или двойки-тройки этих животных. В первом случае не применяется дуга, зато есть хомут, ременные горты, применяющиеся вместо гужей, оглобли. Хомут как часть сбруи оборудован гужевыми мочками, которые нужны для крепления постромков.


Пароконная упряжь состоит из других элементов: хомуты, которые можно заменить шорками, постромки, шлея, вожжи, уздечки, удила, ремни для груди. К дополнительным предметам, которые как часть упряжи, помогают защитить разные части тела лошади, относятся:

  1. Ногавки, предназначенные для того, чтобы защищать копыта и ноги лошади от различных повреждений. Существуют рабочие ногавки — для тренировок и соревнований, и транспортировочные — для перевозки лошади на различные расстояния.
  2. Попона. Выглядит как покрывало и предназначена, чтобы защищать животное. Сеточные виды попоны применяются, чтобы отгонять от лошади мух и других назойливых насекомых. Зимние виды — это неотъемлемая часть упряжи, поскольку помогают защитить коня от простуды. Поэтому попоны изготавливаются из теплых материалов. Это может быть флис, шесть или синтепон. Летний вариант подобных накидок делаются из хлопка. Существуют и большие попоны, которые имеют капоры, чтобы закрывать шею.
  3. Вальтрап. Чтобы седло не терло и не вредило лошади, была придумана эта конская упряжь, которая представляет из себя специальное покрывало под седло, чтобы спина не натиралась во время езды.
  4. Подпруга для лошади как элемент упряжи выглядит как широкий, довольно прочный ремень. Его функцией является удержание седла и наездника.
  5. Недоуздок — это уздечка без удил, которая помогает удерживать животное на привязи.
  6. Чумбур — это своеобразный конный аксессуар, часть сбруи, помогающая держать лошадь на привязи, когда на ней надет недоузок. Изготавливаются из тесьмы, цепи и веревки.
  7. Хакамора — это вид уздечки, которая не делается из железа. Для изготовления применяется кожа, которая обшивается мехом. Вспомогательным ремнем в сбруе является шпрунт, который имеет длину около 3 м. Один конец шпрунта крепится к подпруге, а второй — к уздечке, где есть пристяжной ремень. Нужен для того, чтобы лошадь не могла задирать голову, если управление становится невозможным.

Ремонт сбруи (видео)

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: