Как рисовать животных: лошади, их анатомия и позы. Как рисовать лошадь? «Породистый скакун»

Наиболее часто встречающееся животное в военно-исторической миниатюре это лошадь. У нас на сайте существовал пробел с информацией о лошадях. Теперь мы надеемся восполнить этот пробел серией статей о лошадях. Данная статья написана по материалам замечательной книги А.Лаптева « Как рисовать лошадь» . Отдельно хотелось бы поблагодарить Веру Калиновскую за предоставленный материал, а также ее мужа Алексея Рыбакова за замечательные фотографии.

Скелет

1. Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро. 23. XVIII ребро. 24 и 24". Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27". Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31". Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39". Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46". Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.

Поверхностная мускулатура тела лошади

1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2". Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6". Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11". Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13". Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14". Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16". Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18" Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23", 23". Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25". Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28". Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30". Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икроножный мускул (наружная головка). 32". Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33". Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34". Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35". Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36". Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.

Экстерьер лошади

Коневоды издавна пытались разрешить вопрос, можно ли по внешнему виду лошади судить о ее внутренних качествах. Вот что об этом пишет известный русский зоотехник профессор М. И. Придорогин: «Учение о наружных формах сельскохозяйственных животных, или об экстерьере их, основывается на том положении, как аксиоме, что существует определенная связь между внешним строением животного и той или иной производительностью последнего, ради которой оно культивируется человеком. Учение об экстерьере стремится выяснить эту связь…» В практике коневодства установилось представление о некоторой закономерности в телосложении лошади. Небезинтересно заметить, что так называемая «красота» в телосложении лошади не есть отвлеченное понятие, отражающее рафинированный вкус знатоков и любителей лошади. Гармония пропорции и красота форм лошади часто соответствует высоким рабочим качествам, хотя это соответствие отнюдь не является постоянным явлением.

Для художника, приступающего к рисованию лошади, знание и представление об этом общем гармоническом целом являются необходимым началом, без чего подробное изучение лошади будет затруднено.

Однако знание общей гармонии и пропорции тела лошади еще далеко не достаточно, поскольку каждый тип лошади, каждая порода имеет свои характерные особенности, а каждая отдельная особь имеет свою индивидуальность, хотя бы и не всегда ярко выраженную. Чтобы разбираться в этих особенностях, понимать их и подмечать в натуре, художник должен иметь некоторый минимум зоотехнических знаний.

Стати лошади

тдельные части тела лошади в экстерьере называются статями. При изучении экстерьера лошади стати для художника приобретают особое значение. Тут уже встает вопрос портретной характеристики лошади, а также об улавливании индивидуальных черт внешности. Каждая одноименная стать имеет у различных лошадей свои особенности. Разнообразие внешнего вида статей определяется в первую очередь типом и породой лошади. Но и внутри каждой породы в своих статях лошади могут сильно уклоняться от средней нормы.

1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея. 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33". Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37". Круп. 37". Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43". Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.

Шея

Прямая - характерна для верховой чистокровной (А).

Оленья, или обратноизогнутая - встречается у степных лошадей и ахалтекинских (Д).

Лебединая – красивая, характерная для орловских рысаков (теперь редко встречающаяся) (В).

Короткая – так называемая ветчинная шея. Обычно бывает у тяжеловозов (Б).

Холка, спина, круп, живот и хвост

Холка имеет большое значение для рабочих качеств лошади. У верховой лошади ценится высокая и длинная холка (рис.А).

Спина , имеющая в своей основе позвоночный столб, соединяющий передние и задние конечности, естественно, являются важной статью лошади. Чем прочнее спина, тем лучше рабочие качества лошади. Чем короче и прямее спина, тем она менее прогибается,т.е. будет наиболее прочной. Лучшей формой спины является прямая (а и г.). Седлистая мягкая спина, прогнутая в середине вниз, является пороком (рис.б). Горбатая (карпообразная) спина ценна для вьючных лошадей (в)

Круп хороший, бывает длинным, широким и слегка опущенным к хвосту (а). Чем длиннее круп, тем свободнее движения лошади; чем он шире, тем лошадь сильнее. Свислый круп показан на рис. д. Раздвоенный широкий круп показан на рис. е, прямой круп показан на рис. г.

Живот бывает округленным и ровным (рис г.) Поджарый живот считается недостатком (рис.а). Обвислый живот, так называемое «сенное брюхо», признак обильного кормления объемистым кормом (рис в.) – тоже недостаток.

Хвост. Лошади южных пород имеют небольшой хвост, высоко приставленный, с красивым отделом (рис.справа). Лошади северные имеют хвост низкоприставленный с толстым густым волосом.

Грудь

Для рысистых и скаковых лошадей предпочтительна глубокая и длинная грудь; широкая – для тяжеловозов и рабочих лошадей. Форма груди бывает: широкая (рис.д) и узкая (рис.г). Впалая и узкая грудь считается пороком.

Передние конечности

Вполне понятно, что эта стать для лошади имеет большое значение. На передней ноге различают: лопатку, плечо, подплечье с локтем, запястьем, пясть, бабку, венчик и копыто.

Лопатка бывает длинная, косопоставленная, полная и мускулистая. При такой лопатке лошадь имеет длинный шаг и свободные движения (рис.а). Наоборот, прямая и короткая лопатка для верховых лошадей считается недостатком, а для лошадей шаговых (б) – обычным явлением.

Плече-лопаточный сустав должен находиться ниже места соединения груди с шеей. В рисунке передней части лошади (плечевого пояса) он особенно заметен и является постоянным опорным местом для глаза художника.

Плечо. Его основой является плечевая кость. В движения лошади этот рычаг имеет большое значение. Чисто внешне, под покровом сильной мускулатуры, плечевая кость мало заметна. Поэтому художник внимательно должен проследить ее направление и пропорции по отношению к лопатке.

Локоть внешне мало заметен. Художники делают часто ошибку, изображая его неправильно или вовсе забывая показать. Он по расположению находится немного выше линии груди.

Подплечье. Для лошадей быстрых лучше, когда подплечье примерно на 1/3 больше длины пясти.

Запястье (в разговорной речи часто называется коленом), кроме нормального, бывает выдающимся вперед – козинец (рис 8в) или вогнутое телячье – (рис б), то и другое порочно.

Пясть – наиболее тонкая часть передней ноги. Художнику важно установить отношение толщины пясти к толщине подплечья.

Бабка. В отношении бабки (путовой кости) различают нормальный наклон (рис.а), прямую бабку (рис.б) и косую, или мягкую (рис.в). Сильно провисшая бабка на задней ноге дает «медвежью лапу».

Постановка ног бывает следующая: нормальная или ноги, подтянутые под брюхо (рис.а); ноги, выставленные вперед (рис.б). При осмотре спереди постановка ног бывает: нормальная (рис.слева), сближенная, с копытами, расставленными наружу (рис.г) (размет); широкая с копытами, повернутыми вовнутрь (косолапость) (рис.д); ноги, сближенные внизу (рис.е).

Задние конечности

Эта часть двигательного аппарата лошади дает толчок всему корпусу. Тут кости в своем соединении образуют наиболее острые углы. Это способствует упругости всей конечности. Мышцы задних конечностей, дающие главную двигательную силу, рельефны и сильно развиты. В экстерьере лошади это одна из самых выразительных статей для художника.

На рис. в показана так называемая саблистость ног. На рис. а дана отставленная постановка ног, на рис.б – подставленная постановка, на рис. е – коровий постав (сближенность в скакательных суставах).

Нормальной постановкой ног считается прямая

Некоторые пороки лошадей

Как лепить не нужно.

Изучение пороков лошадей в коневодстве имеет большое значение. В данном случае ставится задача показать только самые заметные на глаз пороки лошадей.

К таким наиболее существенным и заметным порокам относятся преимущественно пороки конечностей, например козинец и саблистость. При большой выраженности они являются пороками, бракующими лошадь.

Рассмотрим следующие пороки ног:

Брокдаун - разрыв и воспаление сухожилий и появление опухолей поверхностного пальцевого сгибателя. При профильном положение ноги эта опухоль очень заметна на задней поверхности пясти.

Пипгак – порок задней конечности. Эта опухоль находится на бугре пяточной кости и бывает очень заметна в профильном положении ноги (рис.б).

Курба – появляется после воспаления заплюсневой связки и от других причин. При курбе прямая линия, идущая вниз от бугра пяточной кости, нарушается и дает некоторую выпуклость. (рис.г)

Шпат – тяжелый порок скакательного сустава. Это хроническое воспаление и костное разращение сустава с его внутренней стороны. Легко усматривается сзади (рис. а)

Наливы - мягкие опухоли в области путовых и скакательных суставов. Особенно бывают заметны для глаза сквозные, сильные наливы скакательных суставов (рис.в)

Масти

Окраска волоса и кожи у лошадей

Художнику важно изучить не только формы тела лошади, но и цвет ее волос, а также их расположение на теле; при рисовании необходимо иметь представление о сезонных и возрастных изменениях масти. Масть создается окраской кроющего волоса (на голове, корпусе и ногах) цветом волос чолки, гривы и хвоста и окраской кожи лошади. Зимой шерсть у лошади густая и более длинная, летом – гладкая, короткая, менее густая, мягкая и блестящая.

У жеребят при рождении часто бывает не та окраска волос, какую они приобретают с возрастом. Родившийся с черной шерстью жеребенок часто затем становится серым, а далее делается совершенно белым. Под старость лошади седеют, т.е. среди темного в основном волоса появляются белые. У серых (белых) лошадей к старости появляются рыжие волосы, так называемая «серая в гречу».

Игра света и блики на шерсти лошади, особенно имеющей хороший уход, в летний период для рисунка и для живописи представляют большой интерес. Этот блеск подчеркивает шелковистость шерсти и лепку рельефа форм. Вспомните картину В. Серова «Купание коня» или А. Пластова «Купание лошадей».

Игра блеска шерсти может быть чрезвычайно разнообразна не только основным цветом волос. Но и сочетанием цвета волос гривы, хвоста, а иногда и примесью волос цвета, а также размещением окраски на теле лошади.

Масти лошадей имеют в основе пять цветов: белый, черный, желтый, красный и коричневый. Масти могут быть одноцветными и смешанными. Каждая масть имеет оттенки: так, например, рыжая может быть и темнее и светлее. Белой масти не бывает. Жеребята, как правило, не встречаются белого цвета. Белую лошадь принято называть светлосерой. Для задач художника лошадь белого цвета зачастую просто необходима в силу соответствующих живописных требований. Черную лошадь называют вороной. При некоторых мастях кроющий волос бывает не одноцветным, а например, белым и черным. Такая масть называется смешанной.

Смешанные масти разнообразны. Чисто живописные градиции цвета лошади не могут быть охвачены зоотехническими классификациями мастей, хотя в иппологии имеются различные системы классификаций. Отметинами называются белые пятна (белый волос), встречающиеся главным образом на голове (звезда, проточина, лысина) и на ногах, ниже запястья и скакательного сустава. Следует обратить внимание на то, что у многих лошадей некоторых мастей все конечности бывают светлее или темнее корпуса, а также и волосы хвоста и гривы.

У лошадей местных пород встречается полосатость, или «зеброидность», окраски на ногах и темный волос на плечах, так называемый плечевой рисунок.

На местах повреждений от упряжки и седла обычно вырастает белый волос, что не считается приметой лошади. Цвет кожи обычно темносерый, свицовый, но бывает иногда и розовый. Розовая кожа часто бывает на губах лошади, так называемое «тельное пятно».

Классификаций мастей много. Все они более или менее полно охватывают существующие окраски лошадей. В них довольно подробно описываются все отмастки и оттенки цвета.

ТАБЛИЦА МАСТЕЙ

Масти Оттенки мастей Описание
Рыжая Темно- светло- Рыжая одинаковая окраска корпуса и ног, грива и хвост того же цвета или несколько светлее, в желтизну.
Бурая
Окраска от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее корпуса с некоторым количеством черных волос.
Игреневая Темно- Шоколадная, часто в яблоках. Хвост и грива белые или дымчатые (белые с черными волосами, но не желтые).
Светло- Окраска приближается к светло-коричневой. Хвост и грива белые или дымчатые, но не желтые.
Вороная
Черная окраска корпуса, гривы, хвоста и ног. При выгорании на солнце концы волос делаются светлее, отчего корпус становится грязно-бурой окраски при темной голове и конечностях (вороная в загаре)
Караковая Черная окраска всего корпуса, головы и ног. Подпалины на морде и в пахах.
Гнедая Темно- светло-
Коричневая различных оттенков окраска корпуса и головы. Ноги ниже запястья и скакательных суставов черные, грива и хвост также черные
Соловая Темно-
Те же оттенки буланой масти, но со светлыми (или белыми) гривой, хвостом. Голова и ноги одинаковой с туловищем окраски.
Светло-
Молочной, желтовато-белой окраски (от рождения). Лошади такой масти иногда бывают белоглазые (белозорые, с сорочьим глазом)
Буланая Темно- светло- Желтовато-золотистая или песчано-землистая, с различными оттенками, окраска всего корпуса и головы (от близкого к светло-гнедому до почти белого, молочного). Грива, хвост и низ ног черные. Ремень по спине не является обязательным признаком буланой масти.
Мышастая Пепельная окраска корпуса, голова часто черная, грива, хвост и низ ног тоже черные. Ремень - обязательный признак мышастой масти. На лопатках и на ногах, выше запястья и скакательного сустава, часто темные поперечные полосы - «зеброидность».
Саврасая
Корпус желтовато-золотистый до песчаного. Челка, грива и хвост темно-бурые; по синие и крупу темный ремень; конечности темные, часто «зеброидность»
Каурая Цвет корпуса рыжеватого опенка. Челка, грива, хвост красно-рыжие; такого же цвета и ремень.
Серая Темно-светло-
Для лошадей в молодом возрасте желательно указать: темно-серая, вороно-серая, красно-серая. С возрастом белеют: серая в яблоках, светло-серая (белая), серая в гречу
Чалая Рыже- гнедо-вороно- В волосах основной масти (рыжей, гнедой, вороной н др.) по всему корпусу равномерная примесь белых волос; на голове и ногах их меньше.
Пегая Рыже-гнедо- вороно- и др.
По основной окраске туловища размещены крупные белые пятна. Ноги, как правило, частично или совсем белые
Чубарая По белому корпусу - мелкие темные (черные или рыжие) пятна или же по темному корпусу - мелкие белые пятна.
Измерение лошади

В учении об экстерьере лошади большое место уделяется измерениям различных частей тела и соотношению получаемых промеров. Промеры помогают зоотехнику получить правильное представление о типе, породе, развитии лошади и ее индивидуальных особенностях. Художник, изучающий приемы рисования лошади, в первоначальной стадии работы подходит к измерениям частей ее тела, ставя перед собой иные задачи. Измерения частей тела лошади интересуют его, поскольку дают общее представление о пропорциях тела лошади, и воспринимаются им как нечто среднее, характеризующее гармоничность телосложения лошади вообще.

Подобная задача существует и при изучении художником пропорций человеческого тела. Классические каноны измерения пропорций человеческого тела, идущие еще от греческой классики, не устарели до сего времени, и основанное на них представление об общем типе идеального телосложения помогает художнику понять соразмерность пропорций тела вообще с тем, чтобы прейти в дальнейшем к индивидуальному изображению человека с натуры.

Итак, нижеприведенные измерения лошади, полученные иппологами в результате большого числа измерений лошадей, преимущественно верховых, примем лишь как вспомогательные. То, что в этих измерениях берется за единицу сравнения длина головы, удобно для учебной практики рисования. Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерениями нужно только в начальном периоде изучения рисования лошади.

Измерение тела лошади

Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:

1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).

2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).

3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.

4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.

Две с половиной длины головы почти равны.

1. Высоте холки над землей ВК.

2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.

3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).

Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:

1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.

2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).

Измерения головы

Голова в профиль (рис. а). При длине головы - АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:

1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.

2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.

3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.

4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.

Голова при, осмотре спереди (рис. б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:

1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,v

2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.

3. ГД - от середины спинки носа до конца губ.

4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.

Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.

Библиография:

А. Лаптев "Как рисовать лошадь". Москва, 1953 год. Государственное издательство "Искусство".

Бегущие лошади - красивые и грациозные существа. Однако, они одни из самых сложных в рисовании животных. Я покажу вам как рисовать этих величественных созданий, снабдив знаниями о их базовой анатомии, чтобы вы смогли создать естественную позу. Вы также узнаете о лошадином аллюре и сможете рисовать реалистичные и динамичные позы.

Можете посмотреть на фото на Envato Market.

1. Скелет лошади

Шаг 1

Скелет - это основа для всего тела, поэтому его нужно изучить для понимания движений и поз животного. Но не переживайте - вам не нужно будет считать рёбра. Просто внимательно посмотрите на эту картинку.


Шаг 2

Используйте скелет, чтобы увидеть базовую структуру каждой позы. Запомните все суставы (круги) и кости (линии), их расположение и пропорции между ними, и вам удастся нарисовать любую лошадь!


Шаг 3

Важно помнить, что копыта - это не ступни, а пальцы. Настоящие ступни начинаются в суставах, которые выглядят как колени и локти. Поэтому у лошадей нет коленей на передних ногах - это запястья!


Шаг 4

Пони - это тоже лошадь. Запомните, что у неё короче шея и ноги - остальное то же самое.


Шаг 5

Жеребёнок противоположен пони - просто взгляните на эти непропорционально длинные ноги!


2. Обзор лошадиных поз

Теперь вы знаете как рисовать неподвижную лошадь, но давайте признаем - это скучно. Чтобы оживить позу, нужно понять как лошади двигаются, и, что ещё более важно, как они не двигаются. Строя позу по догадке, вы можете внезапно перепутать рысь с галопом, сделав рисунок нереалистичным, и не важно, сколько времени вы потратили на рисование мышц и световых рефлексов.

Шаг 1

"Шаг" - это первое и самое медленное движение лошади. В этой позе лошадь стоит на земле на трёх ногах, в то время как одна нога поднята. Это четырёхкратный аллюр (можно услышать четыре стука).




Шаг

Шаг 2

Рысь - это разновидность аллюра, который лошадь использует для дальних расстояний. В этой позе лошадь передвигает ноги диагонально по парам, в двухкратном ритме.




Рысь

Шаг 3

Кентер быстрее, чем рысь, но медленнее галопа. Это трёхкратный аллюр, в котором лошадь использует одну из задних ног для движения других вперёд.



Кентер

Шаг 4

Галоп очень похож на кентер, но быстрее и его ритм четырёхкратный. Мастера живописи совершали одну ошибку. Вы помните нарисованных лошадей, бегущих галопом, у которых все ноги растянуты в воздухе? Это не так работает. Когда лошадь растягивает ноги, хотя бы одна из них остаётся на земле. "Подвешенная" стадия наступает, когда все ноги согнуты под телом.



Галоп
Разница между кентером и галопом
Никогда не рисуйте такую позу

Шаг 5

Очень эффектная, но не совсем комфортная поза для лошади - становление на дыбы. Эту позу сложно сохранять долгое время, и лошадь совершает этот прыжок, когда взволнована. Чтобы нарисовать её естественной, вам нужно разместить задние ноги под правильным углом.


Шаг 6

Лошади могут спать стоя, но это не значит, что они не умеют лежать. На самом деле, им иногда нужно лежать, чтобы по-настоящему отдохнуть. Обычно они лежат на одной стороне с согнутыми ногами, но они также могут лежать "плашмя", расслабив всё тело.




Шаг 7

Лошади выглядят очень грациозно, когда прыгают. Также, когда лошадь зависает в воздухе, эта поза идеальна для рисования летящего Пегаса.




Шаг 8

Это всё, что я хотела рассказать о позах. Теперь вы можете выбрать какую-нибудь из них для вашего рисунка.


3. Мышцы лошади

Шаг 1

Мышцы придают телу форму, поэтому их тоже нужно изучить. К несчастью, мышечный каркас лошади очень хорошо просматривается под кожей, поэтому если вы хотите пропустить этот шаг, ваши лошади никогда не будут выглядеть реалистично.

Если вы хотите быстро нарисовать лошадь, вот упрощённая схема. Она позволит вам нарисовать хорошую форму тела, не вдаваясь в детали.


Шаг 2

Вот более сложная структура. Это всё, что вам нужно знать для построения правдоподобного тела. Вам может показаться, что это никогда не пригодится, но без мышц кожа будет выглядеть плоской.




Шаг 3

Добавьте выбранной позе мышцы.


Шаг 4

Следующий этап - это кожа. Она покрывает мышцы, скрывая резкие границы между ними. Выпуклости мышц под кожей по-разному отражают свет, делая её поверхность неравномерной и полной глубины.


Шаг 5

Породы лошадей делятся на горячекровные, холоднокровные и теплокровные. Горячекровные лошади поджарые, длинноногие и благородно выглядящие (как Арабские лошади), быстрые и умные. Холоднокровные - это типичные упряжные лошади (как из Skyrim), большие и мускулистые, но медленно соображающие и тихие. Теплокровные - это микс обеих пород.


Шаг 6

Сотрите линии мышц, которые касаются друг друга.


4. Рисуем лошадиные копыта

Шаг 1

На самом деле, копыта - это лошадиные ногти. Лошади непарнокопытные, что означает, что их копыта не раздвоены. Рисовать раздвоенные копыта допустимо, только если вы собираетесь нарисовать единорога.

Чтобы нарисовать копыто сбоку, проведите линию в продолжение длины ноги. Затем нарисуйте ромб, касающийся линии одним углом.


Шаг 2

Накройте ромб чем-то вроде кепки.


Шаг 3

Покройте эти формы контуром.


Шаг 4

Добавьте немного волос и нарисуйте грубую текстуру ногтя.


Шаг 5

Чтобы нарисовать копыто с передней стороны, нарисуйте закруглённую, слегка суженную в нижней части форму.


Шаг 6

Накройте её "кепкой".


Шаг 7

Также покройте контуром.


Шаг 8

Добавьте волосы и текстуры. Готово!


Шаг 9

Рисовать копыто с задней стороны тоже просто. Начните с такой же закруглённой формы, но в этот раз сделайте "кепку" большой и спадающей.


Шаг 10

Создайте контур.


Шаг 11

И снова добавьте волосы и текстуру.


Шаг 12

У моей лошади теперь есть копыта.


5. Рисуем лошадиную голову

Шаг 1

Чтобы нарисовать голову в профиль, начните с трёх кругов - один для главной части черепа, один для морды и один для ноздрей.


Шаг 2

Соедините круги и добавьте ухо.


Шаг 3

Разделите круг морды на три части для создания губ.


Шаг 4

Нарисуйте ноздрю в "ноздревом" круге и две линии от ноздри к уху.


Шаг 5

Нарисуйте линию, лежащую на двух кругах морды, затем разделите главный круг на половины и линию, параллельную им.


Шаг 6

Снова разделите верхнюю половину ещё на две половины. Используйте эти направляющие линии для размещения глаза. Если вы рисуете жеребёнка, сделайте глаз побольше.


Шаг 7

Теперь можете зарисовать детали, включая мышцы под кожей. Помните, что щёки на самом деле не круглые, а плоские.


Шаг 8

Чтобы нарисовать голову с передней части, начните с овала и круга.


Шаг 9

Добавьте ноздри, используя направляющие линии поперёк круга.


Шаг 10

Соедините овал и круг, добавьте уши и лоб.


Шаг 11

Добавьте глаза при помощи направляющих линий, разделяющих овал на четыре части.


Шаг 12

Добавьте детали согласно анатомии головы для более реалистичного вида.


6. Рисуем лошадиные глаза

Шаг 1

Нарисуйте круг и разделите его на четыре секции. Разделите его линией на половины, затем добавьте ещё одну линию над предыдущей.


Шаг 2

Нарисуйте форму лимона при помощи направляющих линий.


Шаг 3

Нарисуйте веки.


Шаг 4

Нарисуйте ресницы. Они должны быть прямыми и густыми.


Шаг 5

Зрачок должен быть горизонтальным, но вероятнее всего, его не будет видно с расстояния, т.к. у лошадей довольно тёмные карие глаза. Если вы рисуете лошадь целиком, и глаз - всего лишь деталь, нарисуйте его полностью чёрным. Нужно рисовать зрачок только если глаз - голубой.


Шаг 6

Нарисуйте и заштрихуйте область вокруг глаза. Это очень важно для общей формы. Чтобы выделить ресницы, добавьте им сияние.


Шаг 7

Чтобы нарисовать глаз с передней части, начните с вертикального эллипса и подходящих направляющих линий.


Шаг 8

Добавьте веки.


Шаг 9

Нарисуйте глазное яблоко, накрытое верхним веком.


Шаг 10

Добавьте ресницы.


Шаг 11

Нарисуйте зрачок.


Шаг 12

"Отполируйте" глаз.


7. Рисуем лошадиные уши

Шаг 1

Чтобы нарисовать лошадиное ухо, начните с круга (или его половинки, если это вид спереди), затем разделите его на четыре части и используйте их как направляющие линии.




8. Рисуем лошадиную морду

Шаг 1

Лошадиные ноздри достаточно большие, они могут открываться ещё шире, когда нужно больше кислорода. Самый простой способ запомнить их форму: они выглядят как число 6 или перевёрнутая запятая. Поэтому всегда начинайте с овала и помещайте внутрь "6" (или перевёрнутую "9"), подгоняя её округлость под нужный размер.

Шаг 2

Когда рисуете морду, подчеркните только нижнюю губу, уголок опущен. Также не забудьте про вибрисы - у лошадей их много!


Шаг 3

Вот моя лошадь с нарисованной головой.


9. Лошадиная грива

Шаг 1

Лошадиная грива растёт прямо. Пряди обычно соответствуют по длине, и они достаточно густые для покрытия одной стороны шеи.


Шаг 2

Лошадиный хвост намного короче, чем кажется. Из него растут длинные пряди волос, и они приводятся в движение хвостом.

Шаг 3

Очень длинные волосы, покрывающие копыта, называются щётками. Они характерны для упряжных лошадей.


Шаг 4

Ветер делает гриву невероятной!


Готово!

Руководство получилось большим, но теперь я уверена, что вы эксперт в лошадях!

Я знаю, что многие читающие мой дневник - люди творческие и очень-очень любящие животных. Специально для вас выкладываю очень ценную и полезную книгу. Сколько я их перечитала и пересмотрела, но на мой взгляд только у Лаптева весь процесс рисования лошади показан и описан наиболее детально, грамотно и понятно.

Не секрет, что лошадь была и остаётся любимицей многих и многих поколений художников. Вот и на нашем портале изображения этих прекрасных животных весьма многочисленны. Однако, далеко не каждый художник сегодня может себе позволить и имеет возможность работать с натурой. Чтобы помочь разобраться с основными моментами в рисовании лошади, избежать досадных неточностей и ошибок приходится обращаться к фотографиям, рисункам мастеров, к специальной литературе. Но она, к сожалению, не всегда под рукой. Сегодня на портале мы публикуем выдержки и иллюстрации из книги А.Лаптева "Как рисовать лошадь", которая неоднократно переиздавалась и стала настоящим бестселлером отечественной анималистики.
администратор портала http://www.animalist.ru/ Усова Наталья

Скелет лошади
1 Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро.

23. XVIII ребро. 24 и 24". Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27". Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31". Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39". Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46". Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.

Поверхностная мускулатура тела лошади
1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2". Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6". Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11". Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13". Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14". Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16". Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18" Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23", 23". Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25". Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28". Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30". Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икро-ножный мускул (наружная головка). 32". Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33". Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34". Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35". Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36". Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.

Стати лошади
1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея, 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33". Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37". Круп. 37". Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43". Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.

Существует несколько систем измерения; мы приводим наиболее простую и приемлемую для задач художника схему, где за основу берется так называемый «квадрат» пропорции тела лошади, то есть отношение высоты к длине туловища, равное единице.

Измерения тела лошади
Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерения нужно только в начальном периоде изучении рисования лошади.

ИЗМЕРЕНИЯ ТЕЛА ЛОШАДИ

Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:
1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).
2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).
3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.
4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.
Две с половиной длины головы почти равны.
1. Высоте холки над землей ВК.
2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.
3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).
Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:
1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.
2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).

Измерения головы лошади

ИЗМЕРЕНИЯ ГОЛОВЫ

Голова в профиль (рис. 13 а). При длине головы — АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:
1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.
2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.
3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.
4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.
Голова при, осмотре спереди (рис. 13 б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:
1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,
2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.
3. ГД — от середины спинки носа до конца губ.
4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.
Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ РИСУНКА

Для того чтобы приступить к рисованию лошади на ходу (при медленном ее движении), надо иметь подвесной лоток с упором на животе, подвешенный через плечо на ремне.
Рисовать можно, держа лоток или в горизонтальном положении, или под небольшим углом к горизонту. Этюдник может быть различной величины.
Внутри ящика помещаются: бумага и в специальном боковом отделении карандаши, акварель и т. п. При рисовании акварелью хорошо подвешивать с правой стороны на ремень сосуд для воды. Эти все приспособления предусматривают работу стоя, но они, конечно, вполне удобны и для работы в сидячем положении. Самым удобным стульчиком для походной работы является стул-трехножка. Он может быть устойчивым на неровной поверхности земли.
Материалы для рисования очень разнообразны. Рисовать можно:
1) свинцовыми карандашами различной мягкости;
2) тушевальным (итальянским) карандашом;
3) цветными карандашами;
4) тушью (кистью мокрой и сухой, а также пером);
5) соусом (мокрым и сухим);
6) сангиной;
7) пастелью (в два-три цвета);
8) однотонной акварелью (сепией, умброй, вандиком, черной акварелью)
9) древесным углем (обычным и промасленным).
В каждом виде материала имеются свои достоинства и свои трудности. Есть смысл испробовать все виды техники для того, чтобы выбрать для себя наиболее приемлемый. Хорошее знание материалов и умелое пользование ими определяют успех работы.
Поскольку рисунок производится на бумаге, нужно ознакомиться со свойствами всех сортов ее, имеющихся в нашем распоряжении. Каждый перечисленный выше материал требует определенного сорта бумаги в связи с теми или иными техническими приемами. Сочетание бумаги и рисующего материала иногда можно варьировать в зависимости от техники рисунка. Наброски, например, требуют максимально подвижных средств исполнения (лучше всего мягкий свинцовый карандаш по слегка шероховатой бумаге).

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ

Самый простой, доступный и распространенный материал — свинцовый карандаш, лучше всего мягкий. Чем мягче карандаш и крупнозернистей бумага, на которой делается рисунок, тем сочнее и рыхлее будет штрих, и, наоборот, чем мелкозернистее бумага и чем тверже карандаш, тем четче и суше будет штрих.
Черная тушь (обыкновенная) употребляется при перовой технике. Перо желательно иметь с хорошим упругим концом для того, чтобы можно было делать тонкий и толстый штрих. Бумагу для перовой техники лучше всего брать гладкую, хорошо проклеенную, так как шероховатость бумаги может затруднить движение пера.
Тушь в размывку хорошо ложится на бумаге, не боящейся влаги, то есть хорошо проклеенной.
Китайская тушь дает особенно тонкую размывку и имеет красивые разнообразные оттенки черного цвета. Китайцы работают на бумаге, слегка впитывающей влагу. Эта техника трудна и слишком индивидуальна.
Соус (сухой) дает богатую возможность в тональном рисунке. Он имеет глубокий бархатисто-черный цвет, довольно прочно пристает к бумаге, хорошо растушевывается пальцем и растушевкой. Применяется преимущественно в крупных рисунках.
Сангина напоминает твердую пастель коричневого тона. Свойства ее примерно те же, что и у соуса. Материал очень красивый.
Пастель (цветные мелки) по свойствам своим напоминает предыдущий материал, но при растушевке значительно мягче.
Однотонная акварель и гуашь. Этот материал, наиболее прочно пристающий к бумаге, обладает разнообразными возможностями. Им можно решать как чисто тоновые задачи, так и линеарные, то есть работать и мокрым и полусухим способом.
В этой технике можно легко наносить большие тоновые пятна, передавая разнообразие тоновых градаций, а после перерабатывать рисунок вплоть до деталей.
Для акварели из существующих бумаг лучше всего брать ватман или полуватман, то есть бумагу лучшего качества, дающую возможность производить смывание. Достоинством акварели является также и то, что она не требует фиксирования и прочно держится на бумаге.
Древесный уголь (обычный), употребляемый живописцами в подготовке картин, имеет значительные рисовальные качества. Это очень пластичный материал, он легко и красиво ложится на бумаге, дает сочный бархатистый штрих, удобен для растушевки (пальцем, растушевкой) и легко поддается стиранию резинкой и даже тряпкой. Его большим недостатком является то, что он очень непрочно держится на бумаге.
Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраняться. Фиксаж же, какого бы рецепта он ни был, все же заметно загрубляет тонкость растушевки, объединяет тональную градацию. Для учебных целей уголь незаменим.
Тушевальный карандаш и твердый соус (черный мёл очень красив) хороши для решения живописных задач в рисунке, но, к сожалению, этот материал у нас мало распространен.
В практике изображения я рекомендовал бы разнообразить технику выполнения. Разнообразие технических материалов можно связать с общими задачами изображения. Натура часто подсказывает, чем и как делать ее, какой избрать формат, а следовательно, и рисовальный материал. Так, перовая техника наиболее подходит к мелкому рисунку, уголь и сангина — к крупному. Для набросков незаменим простой графитный мягкий карандаш 5Б. Он легко и плавно скользит по бумаге, подвижен и красив при выполнении.
Также хорошо для набросков перо. Штрих в перовой технике наиболее обнажен и четок, что заставляет художника избегать всяких случайностей и быть одновременно и эмоциональным и строгим в приемах.
ЦВЕТНЫЕ ГРУНТЫ

Рисовать хорошо и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности. Цветная бумага заранее дает для рисунка тоновую среду, по которой можно работать одновременно и темным и светлым. Такую бумагу можно и самому приготовить при помощи мелкотолченой пастели или еще каким-нибудь красящим порошком, равномерно втирая его по всему листу тампоном из ваты.
По этому грунту наряду с основными рисунками без употребления мела можно работать и резинкой, вычищая светлые пятна или светлые штрихи.
Цветная бумага делается также при помощи раствора чая или кофе или заливается однотонной акварелью и гуашью.
Фиксировать рисунок можно начисто обезжиренным молоком или очень легким раствором кинопленки в ацетоне.
Было бы хорошо для больших, особенно станковых рисунков бумагу предварительно мочить и натягивать на доске и после высыхания делать рисунок. Это предохраняет готовый рисунок от покорабливания при сырости и не дает ему сильно сокращаться при высыхании, так как значительно уменьшает деформацию бумаги.
Выбор технических средств нужно делать в соответствии с той или иной задачей рисунка. Так, при набросках материал должен быть максимально подвижным и удобным в обращении для того, чтобы не затруднять и не создавать лишнюю напряженность в этой форме работы.
* * *

В книге приведены лишь самые необходимые сведения по руководству рисования лошади. Для более глубокого изучения вопроса и ознакомления со специальными трудами и материалами по коневодству рекомендуем обращаться:
в Музей коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в котором находится большое собрание картин русских художников, изображающих лошадь, скульптурные группы, анатомические экспонаты, скелеты, альбомы натурных зарисовок, фотографии и др. материалы;
во Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства, где имеется специальная библиотека, в которой сосредоточены научные труды, альбомы с фотографиями, анатомические атласы и другие материалы, касающиеся лошади.
Зарисовки можно производить на ипподромах, в кавалерийских частях, в опытно-показательных конюшнях, в манежах, на конных заводах, в колхозах, коневодческих фермах.

Весь материал подготовила и прислала Наталья Рымарь
01.2007г.

Иногда надрез последнего возникает в результате неправильного выбора толщины удил, среди которых тонкие экземпляры используются для тяжеловозов с низкой чувствительностью рта. Это является помехой для полноценного кормления лошади. В процессе ее эксплуатации может также возникать проблема возникновения припухлости и опускания верхнего неба и соответственно стачивание коренных зубов, которое должно проходить равномерно.

Одинаковая степень их стирания напрямую зависит от нормального расположения ганаш. В противном случае появляются острые края, вызывающие повреждения для неба и языка. Беззубый край челюсти лошади является местом, куда закрепляется трензель – деталь, закусываемая лошадью. В зависимости от реакции лошади на него и особенностей строения ротовой полости данный элемент удил выбирают разной степени жесткости. При остром беззубом крае следует выбирать более мягкий, иногда даже резиновый, вариант, в противном случае твердый.


Вид зубов по годам

Как определить дефекты зрения лошади

Как выявить нарушения , которые встречаются у 20-25% этих животных? Глаз здоровой лошади широко открыт и имеет выпуклую форму. Гипертрофированность последней, однако, может свидетельствовать о проблемах со зрением. Для выявления близорукости – очень опасного дефекта лошади для человека необходимо провести эксперимент на реакцию, положив какое-либо препятствие в неосвещенной конюшне.

Веко у здоровой активной лошади должно быть тонкое. Если оно увеличенное, опухшее и в открытом состоянии закрывает сильно глаз, то такое животное не способно на быструю реакцию, обладает неказистым здоровьем, и невысокими возможностями. Цвет радужной оболочки, как правило, темный, но встречаются и светлые варианты.

Шея – один из элементов, влияющий на экстерьер и строение лошади. Выделяют несколько параметров, влияющих на функциональные характеристики животного. Высота головы должна составлять четверть или чуть более от длины шеи. При значительном превышении данного параметра, животному становится трудно держать голову. Это приводит к развитию мускулатуры плеч и головы, увеличению прочности связок, а также более низкой выносливости, снижения интенсивности вентиляции легких из-за длинного дыхательного пути.

Однако такая лошадь способна совершать разнообразные фигурные движения благодаря эффективной работе , поэтому не гипертрофированный вариант может подойти для такого соревнования, как выездка.

Лошадь с относительно короткой шеей более вынослива, но у нее меньше способность совершать движения высокой сложности, например, пиаффе, пассаж, круговые повороты. В основном для любых функций все-таки выбирается классическая длина.

Другой параметр заключается в расстояние между выходом шеи из корпуса и плечевым поясом лошади. Длина, соответствующая ширине ладони, свидетельствует о более развитых двигательных возможностях лошади.

Противоположный вариант, заключающийся в отсутствии данного промежутка пригоден для монотонной работы, в частности пахотной, перевозки грузов, бега. К лошадям такого типа относятся рысаки. Угол, по норме равный 4-45 градусам, выхода шеи из тела также играет определенную роль в локомотивных особенностях лошади. Низкое положение данного элемента тела характерно для рабочих и беговых пород, слегка завышенное подходит для изящных видов спорта (выездка, кюр, конкур), где лошадь обучают сложным маневрам.

Классической формой шеи лошади является прямая, с едва заметной тянущейся изогнутостью затылка. Для некоторых пород (ахалтекинской, в частности) характерен явный изгиб шеи на передней стороне, при этом должен быть хорошо развитый затылок. Такая лошадь будет достаточно функциональной в плане способности к движению. Шея, изогнутая на заднюю сторону, может вызвать проблему вентиляции легких, наблюдается также нежелательное искривление позвоночника.

Особенности формы шеи у коня влияют на беговые характеристики лошади, породы которых по данному признаку делятся на рысистые, скаковые и верховые, различающиеся по увеличению степени выраженности затылка.


Классический вариант шеи

Грудные и плечевые мышцы

У хорошо сложенной по экстерьеру и строению лошади мышцы плечевого пояса и грудные обязательно рельефны. Это сразу бросается в глаза, если хоть раз человек видел такое животное. На шее у лошади можно обнаружить признак полового диморфизма (гребень), у человека такое образование называется адамово яблоко. Наличие передней выпуклости характерно для самцов, а у кобыл является показателем возможного нарушения фертильности, пониженного воспроизводительного потенциала.

От высоты холки напрямую зависит мышечные способности лошади, позволяющие ей хорошо держать голову и шею. Это происходит благодаря большому промежутку между затылочной (выйной) связкой и позвоночником, что обеспечивает место для крепления мышц. При этом лопатка более эффективно связана с остальной частью корпуса. Холка у нормальной лошади окружена рельефными мышцами.

Проблемы с мышцами в данной зоне тела могут возникнуть при неправильном уходе и эксплуатации лошади, в том числе так называемого нагнета. Он возникает в результате неравномерного прессинга упряжи на холку. Причиной такого явления служит плохо подтянутое подпругой седло или подобранный (пригнанный) по размеру для лошади хомут. Вследствие частого нагнета может возникнуть даже опухоль или уменьшение размера мышц на холке.

Травмирование данного элемента корпуса, даже небольшая ссадина, нередко заканчивается гнойным нарывом, так как место очень чувствительно к инфекционным возбудителям. Такие повреждения могут даже привести к гибели животного, или значительному скоплению гноя в организме, который может найти выход из абсолютно другого места тела.


Неправильный нагнет

Как влияет лопатка на экстерьер и строение лошади

Варьирование по размеру лопатки у лошади оказывает влияние на ее производительность. В первую очередь данная часть влияет на работу плечевого пояса и соответственно передних конечностей. Лопатка, отличающаяся хорошей длиной, позволяет лошади осуществлять большую амплитуду движения передними ногами за счет более широкого колебания плеча при выносе его вперед. Это является хорошим признаком независимо от породы и направления использования лошади.

Кроме того, длинная лопатка способствует наличию у лошади хорошо развитых мышц, так как их размер связан с костной тканью, на которой они крепятся. Сильное недоразвитие мускулатуры можно определить по выступающей ости лопатки, которая при нормальном состоянии обычно не видна. Лучшим вариантом расположения лопатки является ее небольшой наклон, чем перпендикулярная позиция к горизонтальной поверхности. Такое строение обеспечивает лучшую компактность скелета, что увеличивает амортизацию при опускании передних конечностей на поверхность.

Слишком длинная спина снижает скоординированность передней и задней части лошади друг с другом. Нарушение отлаженности движения отражается на скоростных качествах. Для выездки, это не столь важно, как для бега или прыжков. Слегка вытянутая спина – характерный признак впрягаемых лошадей. Лучше вкладываются в толчок породы с короткой спиной, однако они не способны активно совершать боковые сгибательные движения.

Оптимальная форма спины лошади – прямая, отличающаяся наличием небольшого изгиба. При неправильной эксплуатации животного может возникнуть провисание спины, а также травмирование поясничного отдела и холки. Для предотвращения такого процесса необходимо правильно располагать седло. Лошадь с карпообразной (выпуклой) формой тела может подойти для упряжи, но не верховой езды. В последнем случае может быть травма позвоночника, так как гибкость нарушена.

Поясница у лошади расположена на линии, идущей от конца последнего ребра до маклоков – наружных выступов подвздошной (тазовой) кости, которые легко нащупать рукой. Ширина поясницы приблизительно равна ладони. Оптимальная длина поясницы средняя. Данная часть тела влияет на способность лошади отталкиваться задними ногами.

Увеличение длины поясницы приводит к некоторой потере КПД при толчке, так как погашает его. В данной зоне лошадь совершает сгибательные движения корпусом. При наличии слишком короткой поясницы способности лошади совершать такие локомотивные процессы уменьшается.

Расположение поясницы относительно горизонтальной поверхности варьирует. Она может быть прямой или развитая мышечная масса слегка приподнимает ее, что является нормальным явлением. Запавшая форма поясницы подразумевает опускание верха тазовых костей вниз и является признаком слабости животного и потери мышечной массы. Поясничный отдел лошади требует повышенного внимания.

Коневоды знают способы проверить на месте, все ли в порядке с их другом. Один из примеров оценки состояния у животного – проведение рукой по спине до поясницы с некоторым нажатием. После такой проверки лошадь с болями в мышцах присядет. Характерным признаком тренированности животного являются выемки в зоне поясничного отдела, переходящего в круп.


Правильные параметры спины

Крупом называют часть тела, расположенную между поясницей, включительно, и хвостом. Его размер очень важен для оптимального экстерьера и строения лошади. Очень важна хорошая длина этой зоны корпуса. По соотношению к последнему круп должен составлять 35%.

Лошади с более короткой (до 18%) длиной этого элемента тела плохо подойдут для передвижений верхом, но для упряжи вполне могут сгодиться. Также слегка менее длинным круп может быть у скаковых пород. Ширина должна быть больше остальной части корпуса. Данный параметр проверяется с заднего ракурса лошади. Круп имеет небольшой наклон сзади, что является нормальным признаком.

Для горных пород характерна более опущенная форма данной части тела. При рассмотрении такой лошади возникает чувство, что круп с вершины уходит сразу резко вниз, а не плавно, как при нормальном наклоне. Данные породы предназначены для передвижения по горам, поэтому их задача в максимальной степени подвести задние конечности под корпус. Умение, как можно сильнее вперед поставить ноги необходимо также для скаковых лошадей, у которых также наблюдается некоторое опускание задней части крупа.

Абсолютно горизонтальное расположение крупа характерно для степных пород. Данные лошади способны в меньшей степени вкладываться в толчок задними ногами и имеют бóльшую разбалансированность передней и задней частей тела. Желательно, чтобы форма задней поверхности крупа была овальная. Раздвоенность тела в данной зоне характерна для тяжеловозов. Плохим признаком развития мышц является круп крышеобразного вида.

Характерный овальный круп

Состояние крестца и маклоков

Вырост крестца, иногда встречающийся у рысистых и других пород лошадей, никак не влияет на способности лошади, а портит лишь ее внешность. Расстояние между маклоками – самая широкая часть корпуса. При ударе о какое-либо препятствие такой вырост может повредиться и даже сломаться или случиться разрыв , что приведет к отрыву мышцы от кости. При таком повреждение лошадь уже не может использоваться в активных разновидностях конного спорта.

Грудная клетка и брюхо лошади

Грудная клетка и брюхо – основные элементы, по которым оценивают стать корпуса лошади. Для груди очень важна большая глубина, благодаря которой лошадь имеет большие объемные характеристики легких и сердца, а также лопатку хорошей длины. Ширина данного отдела тела должна быть средней. В противном случае наблюдается широкий промежуток между конечностями при их опоре на поверхность. Такая лошадь движется и толкается, раскачиваясь.

Сильное сближение конечностей при узкой по ширине груди приводит к запинаниям их друг об друга, что может привести к падению и травмам. Округлая форма ребер также означает хороший объем грудной клетки. У лошади в строении скелета, как и у человека, присутствуют так называемые ложные ребра, которых насчитывается 8 пар. Они крепятся не к грудине, а друг к другу. Оптимальной является их изогнутая форма, подходящая к маклокам, что обеспечивает эффективный дыхательный процесс.

Оптимальную морфологию брюха оценивают по ширине подвздоха – промежутка между ребрами и маклоками. Желательно, чтобы данный размер был небольшим (3 или 4 пальца). Если данная часть тела длиннее, то это означает, что ложные ребра не очень хорошо развиты, а поясница является длинной.

Хорошая лошадь не должна иметь подтянутого брюха. Наличие такого дефекта является показателем плохого развития кишечника и болезни лошади. Объемное (сенное) брюхо характерно для лошадей с хорошим аппетитом. Классическим вариантом является нормальная форма брюха. При этом последнее находится на одной линии с грудью.

Критерии конечностей

Передние конечности

Оценка правильности постановки передних конечностей производится по ширине между ними. Определить на глаз оптимальность этого параметра просто. Необходимо виртуально представить в промежутке еще одно копыто. Если оно вписывается, следовательно, ширина оптимальная. При анализе направленности передней конечности во время движения обращают внимание на размет, то есть когда копыта направлены немного в стороны. Данный дефект приводит к тому, что при движении лошадь выносит ноги вперед косо.

Небольшой размет важен для рысистых пород, чтобы задние ноги двигались параллельно и не доставали до передних. При косолапости конечности расположены наоборот внутрь. Данная позиция ног в купе с широким промежутком между ними – неплохой вариант компенсации, предотвращающий раскачивание лошади. Данное сочетание признаков встречается у верховых лошадей и тяжеловозов с большой грудной клеткой.

Если грудная клетка узкая, то косолапость приведет к постоянному спотыканию конечностей лошади друг об друга. Нарушения вертикальности постановки ног бывают двух типов. Если лошадь ставит конечности под корпус, то это может являться сигналом болезни задних ног. Таким образом животное уменьшает нагрузку на последние. Выставленные вперед ноги являются показателем их заболевания.

Передние конечности с различными дефектами – не редкость. Сейчас в свете современных технологий в США и европейских странах проводят полное рентгеновское обследование перед приобретением лошади.

В отличие от передних, промежуток между должен быть больше, приблизительно 1,5 копыта. Их расположение должно быть параллельным. О наличии рахита у лошади свидетельствует постановка ног по типу буквы «Х», то есть когда в коленях промежуток уже, чем в остальных зонах. Бывают также кривые ноги в виде буквы «О».

Ноги должны быть с хорошо развитой мускулатурой, иметь так называемые «штаны», то есть отчетливо различимые бедра по сравнению с голенью. Лошади быстрых пород имеют рельефную и плотную мускулатуру. Здесь важна не толщина, а длина мышц. В то время как, тяжеловозы имеют более толстые и укороченные мускулы. Для них также характерен наиболее широкий промежуток между конечностями.

При рассмотрении в профиль, как у передних выделяют конечности, подставленные под корпус. У такой лошади задняя часть малоподвижна. При этом на суставы идет более сильная нагрузка. Лошадь с выступающими задними ногами не может эффективно вкладываться в толчок.

Задние конечности, как передние, подвергаются тщательному осмотру при покупке, так как они тоже богаты различного рода дефектами.


Норма и отклонения в конечностях

На рисунке: 1 - правильная постановка конечностей, 2 - неправильная

Подробнее о копытах

В экстерьер также входит , которое сформировано из трех костей. Кроме одноименной (копытной) в основание входят венечная, челночная кости. Они окружены нервами, кровеносными сосудами, соединительной тканью. В задней части копыта есть хрящи – амортизаторы при ударе о землю. Остальная часть покрыта роговым каркасом. Копыта передних конечностей более крупные и плоские, чем задние. Лошади с плохой конституцией, как правило, имеют копыто с более мягкой, уязвимой роговой тканью, чем животные с правильным строением.

Форма копыта во многом зависит от грунтовой поверхности, по которой передвигается лошадь. Так, более плоская форма характерная для животных, содержащихся в песчаных и заболоченных зонах. Прочный рог легко отличить от рыхлого, по глянцевому блеску наружного слоя. О рыхлой структуре копыта говорит обламывание краев, что можно увидеть по неровностям.

Даже небольшие трещины копыта нужно срочно лечить, так как при запустении лошадь вообще может не смочь больше передвигаться. Воспаление копытной кости называют оститом.

Видео: Оценка экстерьера арабской лошади

Для этого урока живописи я выбрал редкую масть лошадей — изабелловую. Она отличается светлым, даже чуть золотистым окрасом, напоминающим цвет топлёного молока или песка. Изабелловая масть является редкой, однако, она встречается в различных породах, например среди ахалтекинских или кинских лошадей. Это живописное произведение будет называться «Породистый скакун». Чтобы сосредоточить внимание зрителя на скачущем животном, я подобрал нейтральный спокойных фон. Поскольку по моему творческому замыслу это должен быть породистый конь, то я выбрал лёгкий прогулочный аллюр рысью. При рыси сначала ступают правая передняя и левая задняя ноги лошади. Потом левая передняя и правая задняя. То есть когда конь идет рысью, то его ноги работают по диагонали или «крест-накрест». Теперь, когда творческая идея родилась, можно приступать к её воплощению.

1. Вначале я намечаю рисунок коня на холсте, а после этого, уже можно будет приступать к работе масляными красками. Но чтобы правильно нарисовать лошадь нужно изучить особенности её скелета и мускулатуры. Т. е. понять пластическую анатомию лошади. Для этого, ниже, я публикую две схемы. Первая упрощённая схема соответствует скелету лошади. А вторая — является схематичным изображением основных мышечных групп лошади.

2. Если перед рисунком, наметить схему скелета, то дальнейшее рисование будет намного проще. Во время рисования схемы художник сосредоточен на пропорциях лошади. Он не отвлекается на подробности. В этом случае ему намого легче не ошибиться в пропорциях и размерах. Далее, уже по нанесённой схеме можно рисовать контур лошади. Теперь художник не думает о пропорциях, а думает о форме. При таком подходе процесс рисования значительно облегчается. Облегчается и процесс понимания анатомических особенностей животного.

3. Далее, необходимо передать светотень на основных мышечных группах. То есть передать объём. Для этого художнику нужно сосредоточиться на основных мышцах, не обращая внимания на множество других. Чтобы облегчить выполнение этой задачи на схеме ниже я изобразил объёмы основных мышечных групп лошади плоскостями. Такое изображение называется «обрубовка». В обрубовке обобщаются ненужные детали. Остаётся только главное. Когда начинающий художник запомнит и усвоит это главное, тогда ему будет намного проще с рисунком в дальнейшем. В этой схеме видно как распределяются свет, полутени и тени на каждой мышечной группе. Перейдя от обрубовки к настоящему рисунку или живописи, нужно «вылепить» форму лошади, как скульптор лепит пальцами форму будущей скульптуры. Только вместо пальцев у художника в арсенале кисти. И вот этими кистями нужно как бы вылепить форму. Т. е. передать свет, полутени, тени…

4. Далее, я начинаю писать красками. Вначале прокладываю подмалёвок (полупрозрачный слой краски, поверх которого уже пишут пастозно). Пишу фон полупрозрачной краской, сквозь которую просвечивает холст. В некоторых участках фона пишу пастозной краской. Сочетание просвечивающих и пастозных участков живописи создает красивый эффект. Он может быть не виден на фото, но когда смотришь «вживую», то фон становится глубоким и пространственным.

5. После того как основа фона готова, я начинаю писать силуэт лошади. Поскольку размер этой работы небольшой, то я использую кисти малого размера: №1, №3, №4. Сначала пишу обобщённо, обозначая основные мышечные группы. Далее, уточняю подробности маленькой кистью. В работе нужно помнить о динамике тёплых и холодных цветов — на этом основывается любая живопись. В моём случае изменения цвета в холодную или теплую стороны чуть различимы, поскольку эта живопись основана на очень мягких и светлых оттенках. Но эта динамика есть. Например, светло-коричневый тёплый цвет, уходя в тень, становится коричнево-синим. Т. е. будет уже холоднее. Существует такая закономерность: если свет тёплый, то тень будет холодной. И наоборот: если свет холодный, то тень будет тёплой. Поэтому я руководствуюсь этим принципом, когда пишу свет, полутени или тени на мышцах лошади.

В заключении добавлю, что все закономерности и правила нужно подчинять главной цели. В моей анималистической живописи — это животное, его характер, движение… Поэтому я выбрал мягкий, светлый колорит, пространственный фон, направленный свет, выявляющий форму лошади. Всё это способствует передачи характера породистого скакуна, лёгкости его движений, золотистого цвета его масти…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: