Корригирующие и координирующие упражнения для средней группы. Корригирующая гимнастика: комплексы упражнений и их действие

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Корригирующая гимнастика - это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.

Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.

Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.

Выполняя упражнения, ребенок должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.

В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т.п.

При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.

Корригирующие упражнения необходимо выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) - лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки.

При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку, отойти от стены на несколько шагов вперед, сохраняя принятое положение.

3. Принять правильную осанку у стены, сделать

2-3 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

4. И.п. - о. с. у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами.

1-2 - поднять руки через стороны вверх;

3-4 - вернуться в и. п. (в медленном темпе);

Упражнения для укрепления мышц спины

1. И.п. - лежа на животе, руки вверху.

1-поднять плечи, голову, руки к плечам, прямые ноги;

2-3 - держать это положение,

2. И.п. - лёжа на животе, гимнастическая палка лежит на плечах.

1-приподнять плечи, голову, соединить лопатки, ноги зафиксированы на полу;

2-3- держать это положение;

3. И.п. - то же, подбородок на тыльной поверхности кистей рук, положенных друг на друга.

1 -2 - поднять правую ногу, стараясь не отрывать таза от пола;

3-4 - опустить в и.п.

5-8 - повторить левой ногой.

4. И.п. тоже.

Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 4-6 счетов.

5. И.п. - то же.

Выполнение руками и ногами движений как при плавании «брассом».

Упражнения для мышц брюшного пресса

1. И.п. - лежа на спине, руки в стороны.

1 - согнуть правую ногу, руками обхватив колено;

2- опустить в и.п.;

3-4 - левой ногой.

2. И.п. — то же, руки за голову.

1 -2 - согнуть ноги в коленях;

3-4 - выпрямить вверх;

5-6 - согнуть;

7-8 - опустить в и.п.

3. И.п. -лежа на спине, упор на предплечья.

1 - приподнять прямые ноги от пола;

2-7 - поочередное разведение и скрещивание ног на весу - «ножницы».

4. И.п. -то же.

Работа ног как при езде на «велосипеде».

5. И.п. — лежа на спине.

1-4- перейти в положение спины и головы;

5-8 -лечь в и.п.

6. И.п. - лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища. Ноги фиксированы нижней рейкой гимнастической стенки или партнером. Медленно принять положение сидя и вернуться в и.п..

Упражнения для укрепления свода стопы

1. Ходьба на носках и пятках.

2. Ходьба на внешней и внутренней стороне стоп.

3. Ходьба перекатом с пятки на носок.

4. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.

5. Ходьба на ребристой доске.

6. Ходьба по камешкам.

7. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

8. Ходьба по гимнастической палке, обручу, шнуру.

9. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Приподнимание на носки и возвращение в и.п.

10. Катание малого мяча, гимнастической палки стопой.

11. Захватывание пальцами стоп мелких предметов (карандаши, платки, шнуры, и т.д.) и перекладывание их на другое место.

12. В положении сидя одновременное и поочередное сгибание и разгибание стоп.

13. Сжимание и разжимание пальцев ног.

14. Стоя на полу поочередное поднимание и опускание пяток.

15. Ходьба с поджатыми и поднятыми пальцами ног.

Корригирующая гимнастика

в условиях детского сада

Коррекция дефектов осанки - не только задача физического воспитания, но и важнейший момент первичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.

Коррегирующая гимнастика показана всем детям, так как это - единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН группы коррегирующей гимнастики - создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта осанки.

1. Воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела.

2. Укреплять мышечный корсет и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для корректирования правильного положения тела.

3. Воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки.

ПРОФИЛАКТИКА СКОЛИОЗА.

Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребёнок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится. живот выпячивается вперёд. Начинает искривляться позвоночник, возникает боковой изгиб (сколиоз) или сутулость. Всё это вредит здоровью.

ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ:

    привычка стоять с опорой на одну ногу;

    походка с опущенной головой;

    одностороннее отягощение;

    привычка сидеть на передней части стула;

    высокий стул, стол;

    очень мягкая мебель, постель, подушка;

    привычка спать в одной позе, на одной стороне.

Основным средством профилактики служат физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.

В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребёнка этот недостаток может увеличиться, причинять много неприятностей и даже привести к искривлению позвоночника. Основным средством профилактики является специальная гимнастика.

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

    Ходьба на носках.

    Ходьба на наружном своде стопы.

    Ходьба по наклонной плоскости.

    Ходьба по гимнастической палке.

    Катание мяча ногой.

    Захват мяча ногами.

    Приседания стоя на палке.

    Приседания на мяче.

    Захват карандаша пальцами ног.

    Захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.

    Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.

ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    обувь должна быть нетесной;

    задник жёстким;

    подошва эластичной;

    каблук не более 8мм;

    дети не должны ходить дома в тёплой обуви.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Памятка «закаливание» Основные средства закаливания- солнце, воздух и вода,босохождение. Комнату,где находится ребёнок, необходимо тщательно проветривать.Оптимальная температура в помещении 20-22 градуса.Ребёнок должен находиться в лёгкой рубашке или платье Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3 часов.Солнечные ванны хоть и полезны,но должны быть строго дозированы.Наиболее сильным средством закаливания является вода.К водным процедурам относятся- обливание, обтирание,душ, купание в открытых водоёмах.Водные процедуры должны проводиться после утренней зарядки.Зарядка, водные процедуры, завтрак способствуют тому,что ребёнок становится бодрым, у него появляется желание активно играть, идти в детский сад, а затем в школу.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. ЗАДАЧИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.1-Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям.2-Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.3-Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Средства физического воспитания

ЗАКАЛИВАНИЕ

Основные средства закаливания - солнце, воздух и вода, босохождение. Комнату, где находится ребёнок, необходимо тщательно проветривать. Оптимальная температура в помещении 20-22 градуса. Ребёнок должен находиться в лёгкой рубашке или платье. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3 часов. Солнечные ванны хоть и полезны, но должны быть строго дозированы. Наиболее сильным средством закаливания является вода. К водным процедурам относятся - обливание, обтирание, душ, купание в открытых водоёмах. Водные процедуры должны проводиться после утренней зарядки. Зарядка, водные процедуры, завтрак способствуют тому, что ребёнок становится бодрым, у него появляется желание активно играть, идти в детский сад.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - повышение защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов; благотворное воздействие купания на сердечно –сосудистую систему, солнечных ванн - на улучшение качественного состава крови, на обмен веществ, на противостояние организма различным заболеваниям.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ с элементами плавания.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Укрепление мышц сердца; улучшение кровообращения в сосудах рук и ног; совершенствование дыхательного аппарата; профилактика и лечение нарушений осанки и сутулости; увеличение роста.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ общего назначения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Формирование осанки (предотвращение дефектов осанки; приобретение стойких структурных основ осанки; укрепление мышц способствующих правильному положению позвоночника и стопы); развитие органов дыхания; развитие опорно-двигательного аппарата (укрепление двигательного аппарата; стимулирование роста костей).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, способствующие развитию физических качеств, двигательных способностей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Способности координационные (предупреж- дение и устранение мышечной напряжённости; поддерживание равновесия в динамических позах; концентрация внимания для преодоления координационных трудностей); скоростные (интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными звеньями тела); силовые (развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата); выносливость (соразмерное повышение функциональных возможностей и т. д., лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, формирующие различные положительные свойства психики.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Изменения характера, нервных процессов возбуждения и торможения; развитие силы, уравновешенности, подвижной нервной системы. (Автор Л. А. Глазырина. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста).

УКРЕПЛЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ.

Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхатель- ными мышцами, развивать их, укреплять.

Существует три типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный.

При грудном дыхании во время вдоха грудная клетка расширяется в переднем, заднем и боковых направлениях; при выдохе рёбра опускаются, объём грудной клетки уменьшается.

При брюшном дыхании вдох осуществляется за счёт сокращения и опускания диафрагмы. Таким образом, объём грудной клетки увеличивается сверху вниз, а выдох осуществляется за счёт сокращения диафрагмы и уменьшения объёма грудной клетки. При вдохе - выпячивается передняя стенка живота, при выдохе- она втягивается.

При смешанном типе дыхания вдох и выдох происходит при увеличении и уменьшении объёма грудной клетки во всех направлениях - вперёд-назад, в стороны и сверху вниз. Этот тип дыхания наиболее естествен. Он бывает у взрослых и детей в повседневной жизни и при выполнении упражнений, но без специального обучения обычно он недостаточно полный.

Грудной и брюшной типы дыхания существуют специально для укрепления, тренировки дыхательных мышц, развития подвижности.

Гимнастика для детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение. Она особенно важна для роста ребенка и его гармонического развития. Упражнения по гимнастике для детей представляют собой комплекс различных движений и поз в сочетании с правильным диафрагмальным дыханием. Правильно организованная гимнастика для детей дошкольного возраста позволяет в некоторой степени компенсировать негативное влияние на организм ребенка стрессов и современной экологии. Выполнять упражнения желательно под приятную спокойную музыку. Идеально подойдут звуки природы и шедевры классической музыки. Гимнастический комплекс лучше всего выполнять ежедневно.

Польза гимнастики для детей дошкольного возраста

Польза гимнастики для детей неоспорима. Происходит закаливание организма, развивается выносливость и укрепляется иммунитет ребенка. Упражнения по гимнастике лучше выполнять в хорошо проветриваемом помещении либо на свежем воздухе.

При выполнении упражнений вырабатывается навык правильного дыхания. При регулярных занятиях и ритмичных движениях у ребенка постепенно вырабатывается навык дышать правильно, при этом совершенствуется техника дыхания и увеличивается глубина вдоха. Движения дошкольника становятся более скоординированными, он с каждым днем все лучше чувствует свое тело в пространстве.

При регулярной гимнастике для детей дошкольного возраста происходит активизация функции всех органов молодого организма. Для укрепления опорно-двигательного аппарата очень полезна корригирующая гимнастика. Она способствует формированию правильной осанки. Тренировка мышц брюшного пресса обеспечивает слаженную работу всех органов пищеварения. При активизации обменных процессов все органы ребенка быстрее очищаются от вредных веществ, а также улучшается работа нервной системы, ускоряется поток крови.

Во время выполнения упражнений дошкольник изучает и запоминает всевозможные геометрические фигуры (хождение по квадрату, кругу), определяет стороны (по команде поворачивается налево, направо), учиться вырабатывать определенный ритм движений, маршировать под музыку.

Виды гимнастики для детей дошкольного возраста

Существует несколько видов гимнастики для детей дошкольного возраста. Во время основной гимнастики выполняются строевые, основные и общеразвивающие движения. Во время занятий обычно используется спортивный и гимнастический инвентарь – обручи, скакалки, мячи. Дозировку и подбор упражнений по основной гимнастике желательно проводить индивидуально.

Художественная гимнастика имеет более выраженную спортивную направленность. Художественная гимнастика помогает развить красоту, гармонию и грациозность движений. Этот вид занятий обязательно включает некоторые элементы танца под музыку. Широко используются упражнения с различными предметами – лентами, флажками, обручами, мячами.

При гигиенической гимнастике для детей дошкольного возраста физические упражнения обязательно сочетаются с закаливающими воздушными и водными процедурами, массажем. Данный вид занятий полезен для укрепления иммунитета.

Во время акробатической гимнастики некоторые элементы акробатики ребенок может выполнять только при помощи взрослых. Кувырки и упражнения на растяжку требуют особенного, очень осторожного подхода.

К прикладной гимнастике относится физкультура и лечебная гимнастика. При регулярных занятиях нормализуется настроение и общее поведение ребенка, улучшается состояние нервной системы, исправляется осанка.

Ритмическая гимнастика – вид основной гимнастики. Ритмическая гимнастика проводится под музыкальное сопровождение. Данный вид гимнастики для детей дошкольного возраста способствует развитию мышечной свободы, выразительности движений, чувства ритма.

Упражнения по гимнастике для детей младшего дошкольного возраста (до пяти лет)

В младшем дошкольном возрасте лучше всего знакомить детей с азами гимнастики при помощи элементов игры. По пять-шесть раз можно выполнять с ребенком следующие упражнения:

Гимнастика для детей дошкольного возраста от пяти до семи лет

Гимнастика для детей дошкольного возраста от пяти до семи лет помогает подготовить ребенка к физическим занятиям в школе. Дети в этом возрасте могут выполнять упражнения самостоятельно, постепенно их усложняя. По семь-восемь раз дошкольник может повторять следующие упражнения:

  • Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе разводит руки широко в стороны, а при выдохе их опускает, произнося «Кар-ррр» (упражнение «Ворона»);
  • Ребенок стоит прямо, руки опущены. Затем, согнув руки в локтях, делает ими круговые движения (упражнение гимнастики для детей «Поезд»);
  • Ребенок стоит, наклоняясь вперед и держа впереди палку за спиной двумя руками, а затем поворачивает туловище сначала налево, а затем направо, дыхание ровное.

Корригирующая гимнастика для детей

У детей дошкольного возраста нередко наблюдаются нарушения осанки. Эти нарушения можно исправить при помощи корригирующей гимнастики для детей. Корригирующую гимнастику назначает и контролирует врач-специалист по лечебной физической культуре. Подобные занятия могут проводить специально подготовленная медсестра врачебно-физкультурного диспансера или детской поликлиники или методист лечебной физической культуры.

В дошкольных учреждениях подобные занятия не проводятся, ведь дозировка и выбор упражнений должны быть индивидуальными в каждом конкретном случае.

Актуальность ………………………………………………… …..2

Корригирующие упражнения

3-4 года …………… …………………………………………… . 3-6

4-5 лет ………………… ……………………………………….7-10

5-6 лет …………… …………………………………………. .. 11-13

6-7 лет …………………………………………………………14-16

Литература ………………………………………………………17

Корригирующие упражнения – это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.

Главная задача корригирующих упражнений:

Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Цель корригирующей гимнастики:

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?

В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.

Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.

Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?

Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».

Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.

В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.

Для профилактики нарушений осанки

Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)

Корригирующие упражнения

сентябрь

«Ножницы»

«Стойкий оловянный солдатик»

И.п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Колобок»

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

И.п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

Первый вариант: и.п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п.

Второй вариант: с продвижением вперед.

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, не жалея ножки.

«Мышка и мишка»

Цели: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.

У мишки дом огромный.

И.п.: о.с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки - очень маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш».

Мышка ходит в гости к мишке,

Он же к ней не попадет.

«Паровозик»

«Ежик вытянулся, свернулся»

Цели: улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.

И.п.: лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т.е. сгруппироваться, обхватить ноги под коленями («ежик свернулся»). Повторить 2-6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.

«Ель - елка - елочка»

« Велосипед-1»

«Велосипед-2»

пресса и

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

«Часики»

«Танец медвежат»

Цель: укреплять мышцы нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.

Представьте себе, что вы маленькие медвежата, которые решили потанцевать.

И.п.: положить руки на пояс, выполнять полуприсед. Темп средний.

Цели: развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.

И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.

Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2-3 раза.

«Черепахи»

Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

«Походи боком»

«Самолет-1»

«Самолет-2»

«Ходим в Шляпах»

И.п.: положить на голову легкий груз - «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

«Ножницы»

Цель: укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки- ножницы.

Первый вариант: и.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза.(Второй вариант: и.п.: лежа на спине.)

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Накло ниться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем вы прямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

« Велосипед-1»

Цель: укреплять мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Пл.: лежа на спине, «крутить педали велосипеда» со звуковым сопровождением «ж-ж-ж».

«Велосипед-2»

Цели: улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.

«Ель - елка - елочка»

Цели: воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)

«Походи боком»

Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.

И.п.: о.с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево).

«Часики»

Цели: тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И.п.: о.с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз.

«Ножницы»

Цель: укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки- ножницы.

Первый вариант: и.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п.: лежа на спине.)

«Ходим в Шляпах»

Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.

И.п.: положить на голову легкий груз - «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

Корригирующие упражнения (средняя группа)

Корригирующие упражнения

сентябрь

«Ах, ладошки, вы ладошки!»

Цели: формировать правильную осанку, координацию движений верхних конечностей.

Хотите быть красивыми, стройными и иметь красивую осанку? Тогда…

И.п.: стоя прямо, завести руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

Игра-упражнение «Жучок на спине»

Цель: формировать правильную осанку.

И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представить, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.

В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты, Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь)? Каково ваше настроение?

«Самолет-1»

Цели: укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты»). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.

«Самолет-2»

Цели: укреплять мышцы туловища; мягко воздействовать на функции вестибулярного аппарата; формировать навыки правильной осанки.

Первый вариант: и.п.: о.с. ребенок, разводя руки в стороны, поднимает их на уровень плеч. Выполнять повороты в стороны.

Второй вариант: п.п.: пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, присесть, развести руки в стороны, вернуться в и.п.

«Паровозик»

Цели: формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 м, пауза. Затем продолжить движение (второй вариант: движение назад).

Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами.

Цели: тренировать вестибулярный аппарат; укреплять мышцы туловища и конечностей.

Лиса - рыжая плутовка,

Прогибает спину ловко.

И.п.: стоя на четвереньках. 1 - прогнуться в спине, голову поднять, сделать вдох; 2 - выгнуть спину дугой, прижимая подбородок к груди, сделать выдох. Выполнять 5-6 раз.

Является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Однако анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

У умственно отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.

Выявление возможностей умственно отсталого ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует, прежде всего, облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития детей, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.


Цель вводной части - повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.

Основная часть включает - упражнения общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.

Упражнения выполняются из разных исходных положений - стоя, лежа, на спине, и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.

Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа. (приложение1)

(приложение 1)

Физические упражнения и содержание корригирующей гимнастики.

Вводная часть.

Построение в колонну по одному. Ходьба ровным шагом.

Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и наружном своде стоп, с различными положениями рук.

Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприсяде, с высоким подниманием коленей.

Обычный бег. Бег с захлестыванием. Ходьба обычная. Ходьба по ребристой доске, ходьба по камешкам.

Ходьба на палке боком приставочным шагом.


Бег на носках с высоким подниманием коленей.

Ходьба по наклонной плоскости на носках. Ходьба обычная.

Перестроение из шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в стороны.

Общеразвивающие упражнения:

1. Из исходного положения «стоя», поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.

2. И. п.: стоя на коленях, руки опущены. 1- правую руку на левое плечо.2- наклон вперед, коснуться правым локтем пола;3-4- обратное движение. То же другой рукой.

3. «Лодочка». И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища.1- согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав.2-3 с помощью рук потянуться вверх, 4- вернуться в и. п.

4. «Колесо». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками ног пола за головой.3-4- вернуться в и. п.

5. «Бревнышко». И. п.: лежа на спине, руки вверх перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

6. «Самовытяжение». И. п.: лежа на спине, руки вверх. На три счета потянуться вверх, вытягивая позвоночный столб, носки на себя. И. п.: отдохнуть.

7. «Рыбка». И. п.: лежа на животе, руки над подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, разогнутые в коленях, приподнять «рыбка».

8. И. п. лежа на спине, руки под поясницей. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к животу; не поднимая высоко ноги, выпрямить их.

9. Подпрыгивание на месте с высоко поднятыми коленями.

10. Выполнить дыхательные упражнения, лежа на спине «х-х-хо», «х-х-хо» - согреть руки - выдох; «ф-ф-ф», «ф-ф-ф» - остудить воду-выдох, «понюхать цветок»- вдох.

Заключительная часть:

Ходьба в колонне по одному.

Бег в быстром темпе.

Обычная ходьба.

Массаж рук и ног - постукивание по ногам и по рукам пальцами рук.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: