Игра с мячом — «Сабже. Речевые игры с мячом Все игроки садятся на лавку

Это мы, взрослые, уже приспособились часами сидеть за рабочим столом, выполняя свою скучную работу Но детей, которых переполняет любознательность, тяга к новым открытиям и приключениям, сложно удержать на месте. Между тем, иногда обстоятельства складываются так, что приходится просить, умолять и даже требовать от ребенка, чтобы он вел себя тихо, не бегал и вообще молчал (в очереди в поликлинике, в машине, в поезде). В ответ мы слышим обиды и слезы. Стыдно? А что делать? Может быть, лучше не ругать малышей, а предложить им вместе с нами сыграть в детские сидячие игры?


Игра «Сабже»

Ведущий берет в руки мяч. Игроки садятся в ряд на диван или скамейку. Ведущий начинает задавать им по очереди вопросы, затем бросает мяч и предлагает свои варианты ответов. Если участника ответ устраивает, он ловит мяч, если нет - отталкивает (аналогично, как в игре «Съедобное - несъедобное»). На один и тот же вопрос ведущий предлагает 3 варианта ответа, если тот так ничего и не выбрал, за ним по умолчанию остается последний вариант.

В любой момент ведущий имеет право бросить мяч, произнеся «сабже». Это означает, что на заданный вопрос игрок придумывает ответ там. Список вопросов остается на усмотрении ведущего, но интересней, если они будут как бы вытекать один из другого, чтобы потом получилась целая история про игроков. Каждый должен запомнить только что созданную про себя историю и пересказать ее в конце игры. Весело, когда ответы на вопросы ведущих предлагает забавные. Например:

Как тебя зовут? (Катя, Гольфстрим, Акакий)

Сколько тебе лет? (1 год, 200 лет, 13 лет)

Где ты живешь? (во дворце, в коробке от телевизора, в пещере)

Кто твоя жена/муж? (художник, пес-барбос, президент)

Игра «Лопата, ножик, кочерга»

В процессе этой игры хорошее настроение вам и вашим детям будет обеспечено. Отличное занятие для дошкольников. Скажите малышам, что каждый из них на все ваши вопросы должен отвечать конкретным словом. Пусть к одному ребенку будет прикреплено слово «лопата», к другому - «ножик», к третьему - «кочерга» и т.д. Главное правило - ни в коем случае не смеяться и даже не улыбаться. Вопросы задавайте любые:

Как тебя звать?

Что у тебя на голове?

Что ты любишь кушать?

Кто твой лучший друг?


Игра «Вы поедете на бал»

В эту увлекательную игру иногда предлагают сыграть учителя детям, которые поступают в первый класс, поскольку она требует внимания и смекалки. Ведущий начинает игру с такой присказки:

Вам барыня прислала 100 монет
Ждет вас в гости и передает привет.
Черное и белое не берите,
«Да» и «нет» не говорите.

Задача игрока, которому задают вопросы, не нарушить правила игры (не произносить слова «белое», «черное», «да», «нет»). Цель ведущего - спровоцировать его своими вопросами именно на такие ответы. Игрок, который случайно проговорится, меняется с ведущим местами.Например:

Скажите, вы отправитесь на бал?

Скорее всего.

Вы один поедете?

Пока не знаю.

Вы наденете свое самое красивое платье?

В течение дня бывают моменты, когда необходимо организовать детей на короткое время (пока не накрыли обед, заканчивается занятие у второй подгруппы и т.д). Можно вспоминать , пальчиковые игры и физминутки. А я предлагаю организовать игры с мячом для развития речи, которые позволяют педагогу активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в составлении развернутых предложений, сложных слов и подборе рифмы.

Игры с мячом для развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок — яйцом
Хлеб — мукой
Лошадь — жеребёнком
Шкаф — доской
Корова — телёнком
Велосипед — железом
Дуб — жёлудем
Рубашка — тканью
Рыба — икринкой
Ботинки — кожей
Яблоня — семечкой
Дом — кирпичом
Лягушка — головастиком
Сильный — слабым
Бабочка — гусеницей
Взрослый — ребёнком

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи — картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты — яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды — малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья — берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные — корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные — тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы — стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы — голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель — стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда — тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда — пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь — туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки — кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты — пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт — трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова: огурец, помидор — овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:
Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра — тигрёнок, у льва — львёнок, у слона — слонёнок, у оленя — оленёнок, у лося — лосёнок, у лисы — лисёнок.

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок.

Группа 3. У коровы — телёнок, у лошади — жеребёнок, у свиньи — поросёнок, у овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок, у собаки — щенок.

Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

  • Корова мычит
  • Тигр рычит
  • Змея шипит
  • Комар пищит
  • Собака лает
  • Волк воет
  • Утка крякает
  • Свинья хрюкает

Вариант 2.
Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
— Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

  • Сова летает, а кролик?
  • Корова ест сено, а лиса?
  • Крот роет норки, а сорока?
  • Петух кукарекает, а курица?
  • Лягушка квакает, а лошадь?
  • У коровы телёнок, а у овцы?
  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Кто живёт в дупле? — Белка.
Кто живёт в скворечнике? — Скворцы.
Кто живёт в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? — Собака.
Кто живёт в улье? — Пчёлы.
Кто живёт в норе? — Лиса.
Кто живёт в логове? — Волк.
Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2.
Где живёт медведь? — В берлоге.
Где живёт волк? — В логове.

Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — шапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свёкла — свёколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — пёрышко, стекло — стёклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»
Солнце — что делает? — Светит, греет.
Ручьи — что делают? — Бегут, журчат.
Снег — что делает? — Темнеет, тает.
Птицы — что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель — что делает? — Звенит, капает.
Медведь — что делает? — Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака — стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка — мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка — шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея — ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий — холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий — холодный
Хороший — плохой
Умный — глупый
Весёлый — грустный
Острый — тупой
Гладкий — шероховатый
Лёгкий — тяжёлый
Глубокий — мелкий
Светлый — тёмный
Добрый — злой

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха — меховые.
Таз из меди — медный.
Ваза из хрусталя — хрустальная.
Рукавички из шерсти — шерстяные.

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный — мак, огонь, флаг.
Оранжевый — апельсин, морковь, заря.
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный — огурец, трава, лес.
Голубой — небо, лёд, незабудки.
Синий- колокольчик, море, небо.
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:
У рыси голова — рысья
У рыбы — рыбья
У кошки — кошачья
У сороки — сорочья
У лошади — лошадиная
У орла — орлиная
У верблюда — верблюжья

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

  • что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
  • что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
  • что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
  • что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:

Стол — столы
Стул — стулья
Гора — горы
Лист — листья
Дом — дома
Носок — носки
Глаз — глаза
Кусок — куски
День — дни
Прыжок — прыжки
Сон — сны
Гусёнок — гусята
Лоб — лбы
Тигрёнок – тигрята

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол — пять столов
Один слон — пять слонов
Один журавль — пять журавлей
Один лебедь — пять лебедей
Одна гайка — пять гаек
Одна шишка — пять шишек
Один гусёнок — пять гусят
Один цыплёнок — пять цыплят
Один заяц — пять зайцев
Одна шапка — пять шапок
Одна банка — пять банок
Одна пуговица — пять пуговиц
Одна мыльница — пять мыльниц
Одна шляпа — пять шляп
Одна книга — пять книг
Одна конфета — пять конфет

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:
Воспитатель задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Эта игра немного напоминает «Съедобное-несъедобное». Для неё необходим небольшой и не очень тяжелый мячик. Играют компанией от трех человек.

Варианты названий

Эта игра - абсолютный чемпион по количеству названий. В разных местностях её назвали по-своему, поэтому названий очень много: «Анжелика», «Артек», «Биржа», «Бэмби», «Вада», «Весёлая семейка», «Джейран», «Джем», «Джин», «Джон», «Дрэва», «Дуськи-Маруськи», «Душамбе», «Желание», «Жена-не жена», «Зелёное стёклышко», «Клубничка», «Лампа Алладина», «Мечта», «Мёд», «Негр», «Паспорт», «Подарок», «Семейка», «Сабже», (и все его разновидности: «Сабжо», «Сабжэ», «Саджо», «Самжел» (сам желай), «Сандже», «Санже», «Санжо», «Соджо», «Сэй-Джо»), «Суп», «Тебя зовут...», «Тюльпан», «Фанта», «Шанс», «Чичи-Мичи».

Правила игры Сабже

Выбирается ведущий, остальные садятся в ряд на скамейку или диван. Ведущий придумывает вопрос, подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку вариант нравится, он ловит мяч, если нет, то он мяч отталкивает.

Ведущий предлагает три варианта ответа, если все три игрок оттолкнул, по умолчанию ему назначается третий вариант.

Ведущий может кинуть мяч и сказать:

- Сабже

Если игроку удалось поймать этот мяч, он сам придумывает ответ на заданный вопрос

Вопросы могут быть любыми, например:

- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Кто твой муж (жена)?
- Сколько у тебя детей?

- Тебя зовут?
- Аня - игрок отталкивает мяч
- Катя - игрок ловит мяч, значит его в этой игре зовут Катя
- Сколько тебе лет?-
- 3 года - отталкивает мяч
- 77 лет - отталкивает мяч
- 12 лет - отталкивает мяч, значит игроку назначается последний вариант 12 лет.
- Где ты живешь?
- В пещере - отталкивает мяч
- Сабже - игрок ловит и выбирает себе, например, дворец

Когда делать нечего, а бегать особо не хочется, то можно предложить детям веселую игру с мячом - Суп. В эту игру нужно играть с компанией и настроение у играющих должно быть хорошее, потому что рюмзы и нытики могут обидеться и игра не получится.

Правила игры "Суп"

Дети собираются на лавочке, садятся рядком. Ведущий, выбранный по стоит перед игроками и по очереди кидает им мяч. Перед тем как бросить мяч ведущий озвучивает вопрос. Например, Кто ты?

Затем ведущий называет слово и кидает мяч (чаще всего придумывают смешные слова). Если игроку понравится слово, то он должен поймать мяч, в противном случае он его отбивает руками назад ведущему.

Одному игроку ведущий может кинуть мяч 3-4 раза. В любой момент "вада" может сказать слово "суп". Если игрок поймал мяч на слове "Суп", то он сам выбирает себе любое название.

Например, ведущий говорит такие слова: лошадь, корова, ежик, монстр, червяк, годзилла, суп. Маша поймала мяч на слове "суп" и сказала, что она человек.

Если же игрок не поймал мяч на слове "суп", то ему дают предыдущее слово - теперь он годзилла.

Когда всем игрокам даны имена, ведущий придумывает следующий вопрос и игра продолжается.

Вопросы для игры "Суп" с вариантами ответов

  • Кто ты? (Как тебя зовут) - корова, еж, монстр, барабашка, черт, суп
  • Где живешь? - помойка, река, суп, дом, курятник, Земля.
  • С кем живешь? - с мамой, с родителями, с сусликами, с муравьями, с суп.
  • Чем занимаешься? - в носу ковыряешь, прыгаешь, лижешь носки, читаешь, суп.
  • Сколько ты весишь? - тонну, 5 грамм, как слон, суп, 50 кг.

Вопросов можно придумывать много, главное чтобы ответы не были очень обидные. Но здесь самое важное - веселое настроение. Сменить ведущего можно и в середине игры, все зависит от его выдумки и желания игроков.

Можно ли использовать мяч на уроках английского языка? Вопрос достаточно сложный. Решение принимать вам на основании дисциплины и количества учащихся в группе. Можно заменить мяч воздушным шариком или мягкой игрушкой для большей безопасности, но будьте уверены, любое задание с движениями вызовет радость ребят.
Мяч - одна из самых любимых детских игрушек. сформируют положительное отношение к обучению английскому языку. Необходимость быстрой реакции в таких играх разовьет скорость припоминания и беглость английской речи. Выбрали для вас 6 самых интересных игр.

1. Bomb

Ученики передают друг другу мяч, повторяя слово (для отработки произношения) или отвечая на вопросы (например, «How old are you? – I am…. How old are you?» ). В определенный момент мяч «взрывается». Тот, у кого он находится в руках, выбывает из игры. «Взрыв» происходит по секундомеру или по остановке мелодии. Игра получается азартной и веселой.

2. Sabge

Эту дворовую игру помнят ещё наши родители. На уроке английского языка она будет развивать память, фантазию и диалогическую речь. Ведущий придумывает вопросы (например, «Where do you live?», «What do you do?», «What is your name?» ) и предлагает к ним по три ответа. Каждый игрок выбирает ответы на вопросы ведущего и запоминает их. Если игрок ловит мяч, он соглашается с ответом, если на все три вопроса - отталкивает мяч, по умолчанию ему назначается третий ответ. Ведущий может бросить мяч и сказать «Сабже». Если игрок поймает этот мяч, он может сам придумать ответ на вопрос. В конце игры игроки должны припомнить и повторить все свои ответы. Выигрывает рассказавший «новую биографию» точнее всего.

3. Spelling game

Игра на развитие грамотности и внимательности. Дети передают друг другу мяч по кругу и называют слово по буквам (table – ти-эй-би-эл-и). Ученик, назвавший букву неверно, выбывает из игры. Победитель должен не допустить ни одной ошибки.

4. Catch and say

Эта игра может использоваться для любого drilling task. Условие может быть любым - назвать слово на определенную тему, дать ответ на вопрос, назвать антоним или синоним (например, учитель бросает мяч и задает вопрос «Do you like…?» , ребята должны дать краткий ответ «Yes, I do./No, I don’t.» ).

5. Basketball

Интересным вариантом игры «Catch and say» может стать «Basketball». Игроки называют слово на заданную тему (еда, школьные принадлежности, мебель) и бросают небольшой мячик в корзинку. Один балл начисляется за верный ответ, один – за попадание в цель. Азарт увеличится, если разделить учеников на группы. Яркие эмоции от игры помогут лучше запомнить новые слова.

6. True/False

Игра развивает внимание и навык аудирования. Это разновидность всем известной игры «Съедобное/несъедобное». Учащиеся отбивают мяч, если ведущий «ошибся» (например, «Cats eats mice», «What are your name?» ) и ловят мяч только после слов с определенным звуком, из нужной группы или только после грамматически правильных предложений.
Если нужно увидеть ответы всего класса, выбираются жесты (поднять руку или хлопнуть в ладоши) или карточки (красная - нет, зеленая - да). Можно попросить детей ловить мяч и бросать обратно учителю, исправляя допущенные ошибки.
Перед проведением игр с мячом следует обговорить с ребятами правила поведения (не бросать мяч в лицо, не бросать мяч далеко, не кричать, не подсказывать) и предусмотреть наказание в случае нарушений (например, прекращение игры).

Игры с мячом могут быть «десертом» урока. Ученики будут с нетерпением ожидать это веселое задание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: